Истории

В России цены на авиабилеты будут только расти

Несмотря на попытки Федеральной антимонопольной службы обратить внимание на необоснованно высокие цены на авиабилеты в России, эксперты не прогнозируют снижения тарифов на авиаперевозки. В высоких ценах виноваты не авиакомпании, а реалии российского рынка, в которых вынуждены работать перевозчики, – высокие топливные сборы, огромные аэропортовые ставки, затраты на обучение пилотов и поддержание бортов в исправном состоянии, считают они. С другой стороны, в самих авиакомпаниях говорят, что им невыгодно продавать билеты по дешевке. И «заряжают» штрафы за отказ от полетов.

Федеральная антимонопольная служба,  наконец, заинтересовалась необоснованно высокими ценами на авиабилеты. Ведомство решило выяснить, почему  авиакомпании гоняют самолеты с пустыми креслами, в то время как  стоимость воздушных перевозок меньше не становится. Обратить внимание на проблему ФАС заставил поток жалоб пассажиров. Недовольство вызвала, в частности, продажа билетов по тарифам, которые кратно различаются между собой при отсутствии каких-либо отличий в обслуживании.  Кроме того, люди жалуются на непрозрачность дополнительных сборов, условия и порядок возврата билетов и многое другое. 

Особый интерес у ФАС вызывает использование специальных систем продаж (дистрибуции), с помощью которых сегодня продаются билеты. А именно система управления доходами (RMS), которая регулирует загрузку воздушных судов исходя из данных о количестве пассажиров, в том числе и в прошлых сезонах. Система анализирует потоки по рейсам, маршрутам и датам и на основании полученных результатов строит детальные прогнозы загрузки рейсов. Благодаря этим данным прогнозируется коммерческая загрузка рейсов с учетом конъюнктуры спроса. Использование этой системы дает авиакомпаниям определенные преимущества и увеличивает их доход на 4–6 процентов в год. Однако в ФАС видят и другую сторону медали при использовании этой системы.

Там считают, что система управления доходами, возможно, не отвечает возложенным на нее функциям по регулированию тарифных предложений. В частности, зачастую не приводит к падению цен на билеты при снижении спроса на том или ином направлении.

Об инициативе ФАС России знают в Петербургском отделении федеральной антимонопольной службы. Начальник отдела транспорта и связи Ольга Козлова рассказала, что в ФАС Петербурга также поступали подобные жалобы, но их было немного и при их проверке не были выявлены нарушения в антимонопольном законодательстве.

Между тем мнения экспертов о том, стоит ли государству  вмешиваться в тарифную политику перевозчиков, разошлись. Так, заслуженный пилот СССР, директор фонда содействия развитию гражданской авиации Олег Смирнов  считает, что в высоких ценах виноваты не авиакомпании, а те обстоятельства и реалии российского рынка, в которых они вынуждены работать. По его словам, чтобы добиться снижения цен по отрасли, нужно провести ряд преобразований в авиаотрасли. Во-первых, нужно снять монополию на топливные сборы, считает он.

«Устанавливают стоимость топлива монополисты, – говорит он. – Они заряжают цену на авиакеросин, которая напрямую влияет на цену билета».

Кроме того, по его словам, нужно снизить огромные аэропортовые ставки, которые также устанавливает государство, уменьшить затраты компаний на обучение пилотов и на поддержание бортов в исправном состоянии.  

«Авиакомпания платит также за аэронавигационные сборы. В связи с тем, что в настоящее время утрачены традиции инженерно-летной подготовки и обучение пилотов происходит на оборудовании 50-летней давности, компаниям приходится догонять пилотов до кондиции самим. А на все это нужны деньги», – уверен он.

«Компании загнаны в тяжелые условия. Но они тоже не самоубийцы. Многие снижают цены, а потом банкротятся», – говорит  он.

По словам Олега Смирнова, чтобы цены на билеты снизились, нужно также развивать рыночную конкуренцию, улучшать инфраструктуру, строить новые небольшие аэропорты.

По мнению других экспертов, в случае, если государство намерено контролировать тарифы на авиарынок, единственным решением станет субсидирование перевозок либо отмена НДС на авиабилеты.

С другой стороны, в самих авиакомпаниях говорят, что им невыгодно продавать билеты по дешевке. По словам главы аналитической службы компании "Авиапорт" Олега Пантелеева, для компании важно сделать интересное предложение для всех категорий клиентов и продать дорогие и дешевые билеты так, чтобы она получила максимальную прибыль. В этом смысле, перевезя 20 пассажиров за 10 тысяч рублей каждого, авиакомпания заработает больше, чем при перевозке 40 клиентов за пять тысяч рублей. И к тому же сэкономит на бортовом питании и аэропортовых сборах.

Кроме того,  зачастую компании неоправданно зарабатывают  на сопутствующих сервисах. Например, на штрафах за отказ от полета, которые недавно выросли без предупреждения  в полтора раза. Их также объясняют возросшими издержками.  Так, например, теперь за возврат билета "Аэрофлота" по внутреннему маршруту надо будет заплатить штраф до 1400 рублей, а на международных маршрутах при отказе от билета пассажир потеряет 35 евро.

Не прогнозируют снижение цен на авиабилеты и специалисты по пассажирским авиаперевозкам. Две недели назад на онлайн-конференции "Пассажирские авиаперевозки: передел рынка продолжается" они обсуждали проблему высоких тарифов. И пришли к неутешительному выводу: стоимость авиабилетов в России будет расти.

share
print