Истории

В Петербурге будет светящаяся "зебра" и "умные" дорожные знаки

Петербургский комитет по транспортно-транзитной политике собирается внедрять в городе иностранные технические новинки. Первая появится уже летом. Это светодиодная подсветка знака «пешеходный переход», которая не горит нон-стоп, а включается, только если к «зебре» приближается человек. Остальные изобретения внедрят попозже, когда появятся деньги или русские специалисты придумают аналоги. Но еще остается вопрос: достойны ли петербургские улицы и сами петербуржцы таких хитрых технологий?

Таковы итоги визита руководителей КТТП в Амстердам на выставку Intertraffic, которая проводится раз в два года и на которой представлены самые разные новшества: от современных дорожных знаков и светофоров до комплексных систем регулирования трафика. Последние для Петербурга не новость, но они должны совершенствоваться год от года.

Сейчас в Северной столице работают четыре интеллектуальные системы управления дорожным движением. Три из них разработаны в России, еще одна немецкая. Хотя лет десять назад высшим достижением в организации трафика считалась «зеленая волна»: попеременное включение зеленого света на светофорах, рассчитанное на приближение к ним автомобиля, двигающегося со скоростью 50-60 км/ч. Машины не застревали на каждом перекрестке, а могли без остановки проехать Невский проспект при не очень интенсивном движении, конечно. Но что такое «зеленая волна»? Просто раз и навсегда заведенные часы, которые отмеривают, на какой улице сколько секунд должен гореть зеленый свет, а на какой - красный. А сейчас даже в примитивном мобильном телефоне работают несколько вариантов будильника. Один для выходного дня, другой для будней.

А в светофорах можно запрограммировать специальный календарь: не только для будней и выходных, но, например, для Дня города, когда пешеходов на улицах много, а машин, наоборот, мало, и часть улиц перекрыта. И даже – страшно подумать – для Дня, Когда в Городе Гостит Первое Лицо. Впрочем, в таких случаях все маршруты содержатся в тайне.

Но даже эта схема – светофорный будильник-календарь – устарела. Настоящая интеллектуальная система управления – это штаб, интерактивная карта с отображением всех пробок и возможность непосредственно из штаба переключать светофорные режимы на нужных улицах. В Петербурге она уже работает, но точечно. Условно говоря, если на Менделеевской линии случится ДТП или там сломается машина, так что будет затруднен выезд на набережную, инспектор переключит светофоры так, чтобы Университетской набережной зеленый свет горел поменьше, а Менделеевской линии, по которой растянулся гигантский хвост, - подольше. Потом, когда пробка рассосется, поставят прежний режим. И не надо посылать гаишника, чтобы он включил ручное регулирование, потому что гаишников на всех не хватает.

- Не так уж это трудно, в Москве такую систему внедрили, в Петербурге, кажется, тоже. Но нельзя делать маникюр на грязных руках! - заметил научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. – Для того чтобы заработали такие программы, нужно сначала дорожную сеть привести в порядок. Она у нас бедная. Сложная. Единственное место знаю, где такое возможно – ваш Васильевский остров, где все улицы параллельны друг другу, дорожная сеть плотная, если на Среднем проспекте случится какой-то форс-мажор, например, прорвет трубу, поток машин можно будет запросто завернуть на параллельные Большой и Малый.

Новинка 2012 года – светодиодная окантовка дорожных знаков. Флюоресцирующие знаки – не новость, но специальная подсветка – это то, с чем «зебру» невозможно пропустить, даже если водитель едет с погашенными фарами. В Купчино уже установили такие знаки по пяти адресам. Пражская, 22. Будапештская, 44, угол Альпийского и Будапештской, Турку и Будапештской, Будапештская, 66 и 63. По внешнему периметру знак будет подсвечиваться синим, в контур рисунка – человечек на зебре – белым.

Впрочем, петербуржцы здесь не пионеры – такие же знаки устанавливают сейчас в Вологде, Смоленске, Хабаровске, Челябинске и др. В том же Челябинске умные светофоры тоже работают. Скорость потока фиксирует видеокамера.

«Но если светодиодная окантовка будет гореть все время, это приестся, - заявил заместитель председателя Комитета по транспортно-транзитной политике Алексей Львов. - Поэтому нам понравилась разработка одной французской фирмы: знак с детектором. Он реагирует на движение, на подход человека к пешеходному переходу, и тогда знак загорается. А если никого нет – он не горит. Во-первых, достигается экономия электроэнергии, но небольшая. Главное – что водитель видит, как зажигаются светодиоды, и понимает: там кто-то есть. А если бы все время горела синяя рамка, он, может, и внимания на нее обращать перестал бы. Французы предлагали два варианта: или импульс подается с помощью датчика движения, или с магнитной площадки, которая устанавливается перед «зеброй» и посылает сигнал, когда на нее встает человек».

Петербургские чиновники площадку забраковали: в городе слишком много снега и соли, так что хитрое устройство, вмонтированное в асфальт, долго не протянет. Зато знаки с датчиками появятся в городе уже летом. Скорее всего, в центре, например, на проспекте Чернышевского. Жаль, что в Купчино установлены светодиодные знаки старого образца – без датчиков. Скоро выяснится, большая ли от них польза.

Впрочем, некоторые аналитики считают, что подобные знаки нужны не в центре, где и так светло от уличных фонарей, а на загородных трассах, пролегающих через деревни. В общем, чиновникам-модернизаторам будет где развернуться. Кстати, первый (и пока единственный) подобный знак в России появился в пригороде Красноярска. Он работает от солнечных батарей. То есть подобные устройства с автономным питанием можно вообще устанавливать в чистом поле.

Еще одно чисто питерское ноу-хау - подсветка самой «зебры». В Петербурге она заработает ко Дню города, хотя это, наверно, бессмысленно в белые ночи. Спонсор проекта – «Газпром» - запланировал установить стеклянные светильники. Вероятней всего – тоже вокруг метро «Чернышевская». В свете восходящих лучей переходящий улицу человек будет виден за версту. Главное – содержать стекло в порядке, в том числе – зимой и летом: очищать его от снега, грязи и копоти. Многие думают, что это невозможно.

share
print