Город

Водный транспорт в Петербурге: кому он нужен и какой

18 апреля 2012 15:10 Нина Астафьева
версия для печати
Сегодня, 18 апреля, в Петербурге открылась навигация по всем водным путям за исключением собственно Невы и Невок. Через полтора месяца заработает водный автобус. В этом году он будет таким же дотационным, как в предыдущие. И проблему пробок не решит, потому что пользуются им менее 1 процента населения. "Мой район" разбирался: какой водный транспорт на самом деле нужен петербуржцам.
Водный транспорт в Петербурге: кому он нужен и какой Фото: Trend

Водных путей в городе – 32. Адмиралтейский канал, Бумажный канал, Дудергофский канал, Зимняя канавка, Ижорский пруд, канал Грибоедова, Кронверкский пролив, Кронверкский проток, Крюков канал, Лахтинский разлив, Матисов канал, Обводный канал, Озеро Разлив, Волковка, Глухарка, Екатерингофка, Емельяновка, Ждановка, Ижора, Карповка, Крестовка, Мойка, Монастырка, Оккервиль, Охта, Пряжка, Славянка, Смоленка, Таракановка, Фонтанка, Черная речка, Шкиперский канал. Тот же Обводный канал может стать удобным связующим звеном между Кировским районом и центром, тем более, пока часть набережной закрыта для проезда. А в Коломне вообще нет метро – почему бы его не подменить речным трамваем? Увы – аквабус пока ходит только по Неве и Финскому заливу.

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Новый петербургский аквабус довезет до Зеленогорска»
  • Фоторепортаж: «Новый петербургский аквабус довезет до Зеленогорска»
  • Фоторепортаж: «Новый петербургский аквабус довезет до Зеленогорска»
  • Фоторепортаж: «Новый петербургский аквабус довезет до Зеленогорска»
  • Фоторепортаж: «Новый петербургский аквабус довезет до Зеленогорска»
  • Фоторепортаж: «Новый петербургский аквабус довезет до Зеленогорска»
  • Фоторепортаж: «Новый петербургский аквабус довезет до Зеленогорска»
  • Фоторепортаж: «Новый петербургский аквабус довезет до Зеленогорска»
  • Фоторепортаж: «Новый петербургский аквабус довезет до Зеленогорска»
  • Фоторепортаж: «Новый петербургский аквабус довезет до Зеленогорска»
  • Фоторепортаж: «Новый петербургский аквабус довезет до Зеленогорска»

От Арсенальной набережной через Петропавловку к Сенатской площади. От нее же – в Кронштадт и на Елагин остров. И от Синопской – к гостинице «Охтинская». Один из перспективных маршрутов, разработанных еще в 2010 году, предполагал задействовать Обводный канал. Он и сейчас рассматривается. Второй несостоявшийся маршрут предполагался от Арсенальной набережной в Фонтанку до Екатерингофского моста, а обратно через Мойку. Но в Фонтанке запрещено развивать скорость быстрее 8 км/ч. Никто не стал бы принимать такой маршрут всерьез как альтернативу автомобилю.

Другие нереализованные проекты аквабуса: маршрут от Арсенальной до Парка 300-летия. И от Арсенальной до Зеленогорска. Сейчас такой аквабус ходит только в Кронштадт. Как выяснилось, по пути в Зеленогорск требуется сначала углубить дно, и на днях КТТП объявил конкурс на проведение работ. А вот пригородный маршрут Кронштадт-Ломоносов в этом году работать  не будет.  В нем отпала необходимость, когда движение по дамбе открыли полностью и пустили по ней социальный автобус.

- Вместо этого, - пояснил пресс-секретарь комитета по транспорту Дмитрий Игнатьев, - мы наконец-то запустим маршрут на Васильевский остров. Арсенальная – набережная Макарова – «Морской фасад». Этот маршрут уже согласован. На водном автобусе действует карта «подорожник», это полноценный городской транспорт. Стоит поездка 54 рубля. Но, конечно, существует он за счет гордотацией. В 2011 году из бюджета было выделено 108 миллионов, в 2012-м – 130 млн. Одна из компаний, осуществляющих перевозки, - «Русские круизы», говорила, что каждый теплоход, который они используют на этих линиях, стоит 2 миллиона и раньше чем через 5-7 лет не окупится. Если бы они не получали дотаций, цена на билет были бы совсем другими.

Стоит отметить, что амбициозные планы развития системы водного транспорта, разработанные в 2010 году, заметно скукожились к 2011-му. Вместо удлинения маршрута, который соединял Рыбацкое и Сенатскую площадь, до Горного института его, наоборот, сократили. Теперь он ходит от Рыбацкого до гостиницы «Охтинская». И, поскольку последним отрезком пользовались единицы, его вполне могут укоротить до Синопской. Там хотя бы метро есть. Всего в 10 минутах ходьбы… Идею с двумя типами катеров: обычным, делающим все остановки, и экспрессом, похоже, похоронили.  Из 4-х действовавших в прошлом году маршрутов самыми востребованными оказались два: в ЦПКО и в Кронштадт. Но если катер из ЦПКО запросто опережал автомобильный поток, ибо достигал Арсенальной набережной за смешные 7 минут, то кронштадтский теплоход доходил до Котлина чуть ли не за час. В непробочное время машина оказывается быстрее. А теперь для Кронштадта закупили новые теплоходы – катамараны, они еще медленнее. Максимальная скорость 46 км/ч.

Еще в комитете по транспорту сообщили, что 60 процентов горожан из числа предпочитающих общественный транспорт, выбирают метро, 30 – маршрутки и автобусы, 10 – электротранспорт, а доля пассажиров, добирающихся в центр на катерах, исчисляется 1 процентом и менее. В прошлом году за весь период навигации катера перевезли около 400 тысяч человек, а трамваи и троллейбусы за те же полгода - около 150 миллионов. Метро - более миллиарда за год.

Корреспондент «Моего района» неоднократно использовал аквабас, в том числе для деловых поездок. Катер из Рыбацкого шел полупустой. «Летом на улицах меньше пробок, - пояснил капитан. – Осенью у нас на катере холодно. И летом, и зимой мы движемся медленнее, чем метро. По центру бы я ходил с большим удовольствием». Совсем иначе картина выглядела у Елагина острова. Набилось много желающих, так что 12-местный катер всех не вместил. На помощь потом пришел резервный. Катер помчал с такой скоростью и закладывал такие виражи, что, казалось, мы больше лежали на боку, чем шли прямо. Путь занял, как уже сказано выше, 7 минут. Но когда я поделилась впечатлением с дирекцией Управления водного транспорта, там ответили, что капитана за такое лихачество следовало бы наказать. Норматив - 12 минут.

Опрос, проведенный "Моим районом" в социальных сетях, показал: горожанам пока не нужны речные трамваи на малых реках, но они ратуют за то, чтобы уже имеющиеся маршруты аквабусов соединяли бы центр и окраины, а не как сейчас. Водный автобус безогороворочно нужен василеостровцам, простаивающим в пробках на мостах. А также жителям Невского района, по обоим берегам. И охтинцам. К примеру, чтобу попасть с Пискаревского проспекта, скажем, к метро "Приморская", житель поедет сначала на маршрутке до "Новочеркасской", потом на метро с пересадкой... Конечно, он предпочтет ехать на машине. А мог бы на кораблике. То же можно сказать про обитателей улицы Савушкина, которые ждут-не дождутся, пока у парка углубят дно. Но в том виде, в каком этот транспорт работает сейчас: медленно, не слишком регулярно, ненадежно (то ли сядешь, то ли нет) - горожанам не нравится.

Сейчас на каждом маршруте работает по 6 катеров. На пиковых маршрутах катер курсирует каждые 10-15 минут. На окраинах его можно дожидаться по часу. Впрочем, с компанией, которая позволяла себе в прошлом году такие перерывы, контракт в этом году не продлили. Поговорив с жителями указанных районов, мы выяснили, что оптимальным промежутком большинство считает 15-минутный. В аквабусной компании "МБС" заявили, что всего городу нужно 100-150 катеров и теплоходов вместимостью от 12 до 30 пассажиров, чтобы этот транспорт составил реальную конкуренцию автобусам. Малый катер стоит 5 миллионов, средний - 17 млн. Если пассажиры не будут ими пользоваться в массовом порядке, они никогда не окупятся. 

"Чем больше мы будем перевозить, тем меньше придется просить денег у города, - заявил генеральный директор ООО "МБС" Мелик Саркисян. - Но ведь город на ремонт дорог перечисляет еще больше! Я подсчитал: себестоимость одной поездки в пассажирском транспорте - 50 рублей, значит, 29 доплачивает город. А на ремонт дороги получается по 509 рублей с каждой поездки. Это самая крупная статья городского бюджета. А вода не портится! Надо только углубить дно в некоторых реках, например, близ Ленинского проспекта есть подходящий, ныне загаженный канал. Я бы еще предложил маршрут по Черной речке с Карповкой, по Невке до Лахта-центра, Обводный канал и Екатерингофку до Нарвской. Их все равно надо приводить в порядок, так вот и повод будет. Знаете, я прохожу на катере Обводный за 15 минут, а это полгорода... Думаю, что к 2015 году субсидии на пассажира катера и пассажира автобуса сравняются, и тогда станет очевидно, что систему аквабусов надо развивать. А с субсидиями мы сможем покупать новые лодки и предлагать новые маршруты". 

Сейчас пока радует одно. На всех причалах для аквабусов, которые сейчас монтируют на набережных, (на зиму их положено снимать) появятся бесплатные биотуалеты. Ими разрешат пользоваться всем, а не только пассажирам. А еще там будет охрана. 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Ранее по теме

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 272

Все опросы…