Город

Почему в Петербурге было, есть и будет шумно

23 апреля 2012 11:28 Татьяна Морозова
версия для печати
Почему в Петербурге было, есть и будет шумно Фото: flickr.com
5 лет назад в нашем городе появилась первая в стране современная Карта шума. Она была сделана по заказу города в ответ на Директиву ЕЭС. Принятая в 2002 году Директива предписала всем странам Еврозоны создавать карты шума для городов с населением свыше 100 тысяч человек. Это была 3-я карта, после Парижа и Лондона, позволяющая не только узнать уровень шума у каждого городского дома, но и прогнозировать шум при строительстве, развитии инфраструктуры. Карта оказалась не нужна.

«Возможности этой карты не переоценить, в Европе на такие карты опираются при строительстве любых объектов при решении проблем шума» - говорит Николай Иванов, заведующий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности БГТУ «Военмех».

1600 замеров, почти миллион точек города, в которых рассчитаны уровни шума железнодорожных объектов, автотранспорта, трамвайных парков, магистралей, ТЭЦ и т.д. Единственная в стране компьютерная программа для расчетов карт шума SoundPlan помогла рассчитать шум на каждом квадрате 50 на 50 метров. Оказалось, что 60% петербуржцев живут в зонах, где нормы превышены в несколько раз. В первую очередь из-за автотранспорта. Особенно страдают Адмиралтейский, Центральный, Петроградский, Фрунзенский, Кировский районы и вся жилая застройка вдоль дорог с активным движением.

Также ученые не только предложили список мер по снижению шума, но и подсчитали, сколько нужно средств на них. Оказалось, чуть более 3 миллиардов рублей, которые надо направить на установку акустических экранов, перераспределение потоков траспорта, остекление шумозащитными окнами, реконструкцию трамвайных путей. Есть даже асфальт с противошумными свойствами!

Причем найти эти деньги, по подсчетам специалистов, можно, не кромсая бюджет.

«В городе есть масса мест рядом с железнодорожными путями, где из-за шума ничего не строят. Подсчитано: два десятка километров акустических экранов вдоль железных дорог создадут возможности для строительства 9,5 миллиона квадратных метров дешевого, удобного жилья. Вот и деньги», - говорит профессор.

Однако принятия каких-то решений по борьбе с шумом не последовало. Карте не придали никакого официального юридического статуса. «Весь выхлоп – десятки моих интервью в СМИ. Всем было любопытно, но не более!» - с сожалением резюмирует Н.И. Иванов.

Спустя 5 лет карта по-прежнему актуальна, хотя и нужны коррективы – достроена КАД, появился ЗСД, пробиты новые дороги. Заказа на продолжение работ нет, да и сам труд ученых пылится на полке.

Почему – ответ прост. Помимо шумовой карты в каждой европейской стране есть и строгий Закон о шуме, который заставляет к этой карте прислушиваться. Так, например, в Париже строят подземные транспортные тоннели в местах, где шум сильно превышен.

Ни в России, ни в Петербурге такого закона нет. «Попробуйте слить в Неву какие-то химикаты – штрафы последуют немедленно. А «сбрасывать» на жителей шум по-прежнему можно, хотя он находится в тройке самых опасных экологических факторов», - сетует профессор Иванов.

А между тем городской шум сокращает нашу жизнь. Официальные данные ученых Москвы – люди, живущие в московских районах с превышением норм шума, живут на 5-10 лет меньше, чаще страдают сердечными заболеваниями, гипертонией, снижением иммунитета. По словам Леонида Калинкина, руководителя научного центра Всероссийского НИИ физической культуры и спорта, шум – это не просто воздействие на барабанную перепонку. Шум действует на области мозга, отвечающие за работу различных систем организма. Другими словами, звук раздражает не только ухо, но и сердце, легкие, сосуды…

Ученые надеются, что новое руководство города услышит их. Но пока про шумовую карту никто не вспоминает. В Комитете по градостроительству и архитектуре «МР» ответили, что «карта устарела, и возобновлять ее не планируют». О том, почему она оказалась вообще не востребована, комментировать отказались.

Комментарий:

Андрей Ахматов, президент Ассоциации акустиков, кандидат технических наук, Университета кино и телевидения:

Огромная проблема нашего города – что до сих пор многие территории по документам являются «промышленными зонами», где нормы по шуму совсем другие (75-85 дБА-авт.). В этих зонах давно живут люди – Новоизмайловская промзона, Таврическая, Красносельская, Обуховская, Арсенальная, всего 48 промзон. Никто не снимает с территорий этого статуса. Необходимо, чтобы депутаты ЗАКСа обратили на это внимание и законодательно сняли эти ограничения по борьбе с шумом в городе.

Дополнительные материалы

В перечень больниц, находящихся в зоне шума, превышающего показатели в несколько раз, попали клиническая больница имени Соколова, Педиатрический институт, детская больница святой Ольги, городские больницы №12 и 20, родильные дома №16 и №18.

Уровни шума в городе:

Скоростные магистрали – 81-87 дБА

Магистрали общегородского значения – 70-80 дБА

Магистрали районного значения – 60-70 дБА

Автодороги внутри квартальных проездов – 50-60 дБА

Трамвай – 67-73 дБА.

Проспект Просвещения: уровень шума свыше 70 дБА с 8 утра до 20 вечера, пик в 14.00

Ленинский проспект: уровень шума свыше 70 дБА с 7 утра до 20 вечера, пики в 9 и 17 часов.

Самые шумные железнодорожные станции – Автово, Московская сортировочная (Фарфоровский пост), на улице Цимбалина, улице Кибальчича, Бульваре Красных Зорь.

Нормы для жилой застройки – с 7 до 23 часов – 55 децибел А (дБА).

Ночью – 45 дБА.

Рейтинг самых распространенных источников шума в Петербурге.

Автомобильный транспорт.

Железнодорожный транспорт.

Авиация (для районов Пулково и Пушкина)

Строительство.

ТЭЦ, котельные, промышленные предприятия.

Рейтинг по вредности для человека

Шум строительства.

Шум автомобильного транспорта.

Шум железнодорожного транспорта.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 292

Все опросы…