Истории

Врачам, уехавшим в села Ленобласти, дадут миллион

Федеральный проект "Земский доктор" должен заинтересовать выпускников медицинских вузов поехать работать в села. По проекту, медицинским работникам в возрасте до 35 лет, которые сразу после обучения приехали работать в сельскую местность, выплатят миллион рублей «подъемных». В программу попадают только те молодые специалисты, которые закончили учиться и приступили к работе в 2011-12 годах.

До начала приема еще полчаса, а у входа в кабинет терапевта сосновской поликлиники уже собралась очередь. Как обычно бывает в медучреждениях, разговор идет о болезнях. Не забывают упомянуть и врача: «Раньше была Любовь Борисовна, долго работала, ушла, когда ей уже 75 было. Привыкла я к ней, конечно, я сердечница, по врачам чуть не каждую неделю хожу. Потом прислали молоденькую совсем, Анну Викторовну. Хоть молодая, но ничего, ласковая», - рассуждает Нина Ивановна, жительница села Сосново.


ОБЕСПЕЧЕНИЕ. На самом деле молодого врача-терапевта Анну Агапову в Сосново никто не присылал. Оканчивая медакадемию им. Мечникова, они с мужем-сокурсником все чаще задумывались о будущем. В семье уже подрастает дочка, в садик не устроишься, своего жилья нет, родители в других городах… На сайте комитета по здравоохранению увидели список врачебных вакансий по Ленобласти. «Выбрали поближе к Петербургу и с предоставлением жилья», - рассказывает Анна. Окончив академию в июле, в августе она уже вышла на работу. Из своей благоустроенной однокомнатной квартиры в шестиэтажном доме. Решился вопрос и с детским садом. А вот муж предпочел устроиться в Петербурге: «Денег больше».

ОБРАЗ ЖИЗНИ. Каждое утро Анна встает в полвосьмого утра: «За окном птицы поют, а когда в Петербурге жили – только шум машин слышали». Собирает мужа на работу, он каждый день ездит в Питер на машине, 40 минут в одну сторону. Дочку – в садик, расположенный рядом с маминой больницей, через живописный лесок, в этой время года усыпанный подснежниками. «Мы и не собираемся после окончания договора куда-то уезжать. Нам с мужем здесь очень хорошо, он вообще рыбак, а тут в 15 минутах езды озеро, он щучек приносит». Полдня Анна на приеме, на участке у нее 2000 человек. Потом ходит по вызовам, когда нет эпидемий, это 1-2 человека. Рабочая нагрузка меньше, чем в городе, но и зарплаты немного меньше. Ставка у девушки – 11 тысяч рублей, плюс «президентские» - еще 10 тысяч.

РАБОТА. «Самое большое удивление было, когда я поняла, что работа по-настоящему нравится», - рассказывает Анна. До сих пор помнит первую пациентку на вызове: бабушку после протезирования колена. Пациентка испытывала страшные боли, умоляла испуганную молодую докторшу помочь. «Было очень страшно. Но я собралась, посмотрела ее назначения и выписала нужные болеутоляющие».

До сих пор Анна вечерами, переделав домашние дела и уложив дочку, читает в Интернете медицинскую литературу, вспоминая сложные случаи за день. "Мои пациенты в основном бабушки и дедушки, частые проблемы - сердце и сосуды". Поступая в академию, Анна мечтала стать врачом-косметологом, но интернатура по этой специализации оказалась слишком дорогой, не по карману молодой семье.
 

МИЛЛИОН. В октябре, через несколько месяцев работы, медсестра с соседнего участка принесла газетную заметку о программе выплаты "подъемных" молодым врачам, работающим в селах. "Пошла к главному врачу, он говорит, давай попробуем". Подписали договор, обязывающий работать в Сосново 5 лет, оформили документы, и через месяц пришли деньги. "Планируем потратить на улучшение жилищных условий", - по-казенному рапортует Анна и поясняет - на дом или квартиру.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Друзья, приезжая в гости, восхищаются природой и свежим воздухом, но повторить трудовой путь товарищей не спешат. "Я спрашиваю у сокурсницы - почему ты не хочешь как я, в деревню? Она отвечает - у вас замуж не выйдешь". Из всего курса по специальности устроились немногие. В основном идут работать медицинскими представителями фармацевтических компаний, где можно заработать неплохие деньги.
«Может быть, одиноким тут и скучновато, все-таки развлечений никаких, но у нас семья, ребенок, дел хватает. Когда хотим развлечься, едем в Питер к друзьям. Недавно в детский театр Василису водили".

ВАКАНСИИ. Главный врач Сосновской больницы Дмитрий Сазанков признается, что удобнее брать на работу состоявшихся 40-летних врачей, но понимает, что без молодых специалистов медицине выстоять невозможно. За 10 лет на этом посту он взял на работу только двух вчерашних выпускников. "Я искал специалистов везде: по институтам, на форумах, сайтах вакансий". Главная проблема - отсутствие жилья для молодых. Если Ане квартиру смогли "выбить", то второй молодой врач до сих пор делит жилье в ФАПе с коллегой.

ЦИФРЫ. В деревне Выскатка Сланцевского района (165 км от СПб, население - 1682 человека) нужен врач в сельскую врачебную амбулаторию. Специалисту предоставят благоустроенное жилье на вновь построенном фельдшерско-акушерный пункте. В Выскатке имеется 5 магазинов и ларек.

В участковой больнице села Паша Волховского района, (170 км от СПб, население – 3840 чел.) очень нужны терапевт, эндоскопист, рентгенолог и гинеколог. Сельская администрация выделяет врачам служебные благоустроенные квартиры.

В деревне Пельгора Тосненского района (70 км от СПб) амбулатория пустует без врача общей практики. Специалист получит трехкомнатную квартиру.

Такими объявлениями пестрит сайт областного комитета по здравоохранению. Всего 81 врач требуется в 68 медучреждений деревень, сел и поселков Ленинградской области.

13 молодых специалистов за последние два года уехали лечить в сельскую местность: Мурино, Бугры, Павлово, Сосново, Токсово и другие села Всеволожского, Гатчинского и Приозерского районов. Некоторые деревни расположены настолько близко к Петербургу, что врачи живут в городе, приезжая на работу на метро.

Самые востребованные врачебные профессии в деревнях: участковые врачи; врачи общей практики; педиатры.

МНЕНИЯ

Александр Семенов, главврач Лужской центральной районной больницы:

- Я за то, чтобы широко привлекать молодых врачей для работы в селе. А где еще брать людей, если опытные врачи не идут?

Нехватка специалистов есть. В том числе и из-за отсутствия комфортных условий проживания. Не могу же я предложить специалисту дом без удобств. А молодые специалисты, даже безо всякого опыта работы, часто имеют высокие претензии к уровню жизни и зарплаты.

Константин Шипачев, главный врач МБУЗ "Всеволожская центральная клиническая районная больница"

- До запуска программы молодые специалисты не ехали. Редкие исключения: те, у которых здесь корни, родители. Стоматолога было раньше днем с огнем не найти, а тут девочка приехала. Участковых педиатров штат 100% укомплектовали, осталось только невролога найти и несколько стационарных специалистов.

Поскольку сейчас на селе новая система оплаты труда с сентября прошлого года, то врач первичного звена может получать порядка 40 тысяч. Раньше как было – мы квартиру не даем, администрация может выделить 2-3 квартиры, (мы, конечно, низко кланяемся им, такого в некоторых районах вообще нет), но это не решает вопрос в целом. И никому ехать в село не интересно. А теперь, получается, сельскую местность мы покрываем. В ипотеку вступают – и на 10-15 лет ипотеки остаются спокойно работать на своих местах, а за это время и семьями обзаведутся.

Хотелось бы, чтобы эта практика распространялась и на бывшие поселки городского типа, сейчас называемые городскими поселениями, поскольку это те же амбулатории.

Я вижу, что в будущем вызревает новая тенденция – специалисты выбирают для жительства интересные им места. И все уже отходят от принципа: жить там, где работаешь. Условно говоря, сейчас врач может жить во Всеволожске, и на работу ездить в село 30 километров каждый день. Или жить в Питере и ездить во Всеволожск. В идеале было бы набирать узких специалистов в центральные районные больницы, но рабочий день их расписывать так, чтобы принимали один день в Павлово, другой день – в Мурино и так далее. Населению тоже удобно: специалист работает. А врачи живут в комфортной им среде, я считаю, что это очень хорошо.

Наталья Филатова, детский онкогематолог Первой детской больницы

- Когда я оканчивала медицинский вуз (а это было в прошлом году), никакой информации о программе «Земский доктор» у нас, выпускников, не было. Да я бы и не поехала, потому что еще во время учебы я начала упорно трудиться для того, чтобы попасть на то место работы, где я нахожусь сейчас. Бесплатно дежурила, положила на это много сил.

Те мои сокурсники и коллеги, которые думали о будущем трудоустройстве, точно так же определялись еще во время учебы и начинали налаживать связи с этими медучреждениями. Те же, кто оказывался после выпуска не у дел, обращались по вопросам трудоустройства в комитет по здравоохранению. Там им уже и сообщали о вакансиях в селах. Многие из моих знакомых так уехали в города Ленинградской области, поскольку не смогли устроиться в Петербурге, а там им давали и ставку, и жилье, и соцпакет.

Жаль, что при получении диплома нам так широко не сообщали про возможность получить миллион, думаю, нашлось бы немало желающих воспользоваться таким предложением. Очень много училось иногородних. Особенно это было бы интересно тем ребятам, кто во время учебы завел семью. Такие ребята вынуждены были после выпуска искать две-три ставки, чтобы решить жилищный вопрос, да еще и семью прокормить.

С радостью уезжают в область и те, кто во время учебы жил в общежитии, а после выпуска вдруг оказался с нерешенной жилищной проблемой.

share
print