Истории

Как сохранить исторический центр - будут обсуждать на сессии ЮНЕСКО в Петербурге

С 24 по 6 июля в Петербурге состоится сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. Более 20 лет назад исторический центр города был включен в список всемирного наследия. Тогда в список внесли столько памятников, что получился самый большой в мире музей под открытым небом. Предполагалось, что через 20 лет ЮНЕСКО вернется к этому вопросу. Снова историки, архитекторы, общественники, представители бизнес-элиты будут до хрипоты спорить – что и как надо сохранять в нашем городе.

Мировая практика предлагает несколько вариантов сохранения архитектурно-исторического наследия Петербурга.

- вариант «Венеция» - консервация обширной исторической части, музейный режим.

- вариант «Лондон» - сочетание старой и новой архитектуры, в том числе в пределах центра.

- вариант «Париж» - строгий режим охраны на ограниченной территории плюс сбережение некоторых панорам.

«Мой Район» предложил экспертам в области развития городов порассуждать, какой вариант Петербургу подходит или не подходит, и почему, и что нужно сделать, чтобы город и сохранялся, и развивался одновременно.

Петр Сорокин, кандидат исторических наук, руководитель Санкт-Петербургской археологической экспедиции: 

«Я думаю, что Лондон и Париж не очень удачные примеры для сравнения. Эти города, несмотря на их насыщенность историческими архитектурными памятниками, не сохранили целостной архитектурной среды какой-либо эпохи. В Петербурге, к счастью, она пока сохраняется, именно поэтому, в отличие от двух названных столиц, его исторический центр включен в список объектов всемирного наследия. И сейчас важно сохранить эти позиции, не изменяя существенно границ этого объекта, утвержденного еще в 1989 году. Я считаю, что необходим полный мораторий на новое строительство в историческом центре. Кроме того, необходимо убрать из него «градостроительные ошибки» 1990-2000-х годов и принять жесткие законы, не допускающие их повторения.

Нужно развивать петербургские окраины, и здесь - очень большое поле для творческой деятельности, инноваций и экспериментов! Ведь ни для кого не секрет, что, попадая в новые районы, вовсе не ощущаешь себя в Петербурге. Почему бы не приложить усилия, чтобы изменить эту серую среду. Можно было бы переместить в один из окраинных районов (поближе к КАДу) и административные структуры, что помогло бы разгрузить исторический центр и эффективнее использовать его для развития туризма.

По сохранности и целостности исторического центра мы ближе к Венеции. В Петербурге сохранился уникальный центр с цельной средовой застройкой XVIII-XIX веков, насыщенный архитектурными памятниками. И любое новое строительство не только в центре, но и в его окрестностях может привести к нарушению сложившегося культурно-исторического ландшафта. Именно поэтому никаких высотных зданий не должно быть в обозримом пространстве ни на Охте, ни даже в Лахте.

Проблема сохранения центра Петербурга - во многом общая для нашей страны проблема центра и окраин из-за их неравномерного развития. Вся беда - в нашей извечной централизации! Все хотят быть в центре. А лучше – в центре Москвы или Петербурга, а в остальной части страны делать нечего. В том же Лондоне или Париже, как впрочем и в этих странах, люди в провинции не чувствуют себя обделенными по сравнению с жителями столиц. Наоборот, предпочтительнее жить и работать в провинции, чем в суматошном городе.

Поэтому нужно поднимать окраины и делать их привлекательными и в плане инженерной инфраструктуры и в культурном отношении. Нужно создавать здесь новую архитектурную среду».

Рафаэль Даянов, архитектор, директор Архитектурного бюро «Литейная часть-91»:

«Я не сторонник соотнесения Петербурга с европейскими городами. У нас специфический город. Говорят: «Северная Венеция!» Ну какая у нас северная Венеция? Венеция - умирающий город, там вся изюминка в умирании, а я не хочу, чтобы наш город стал умирающей туристической столицей.

В Лондоне столько «кукурузин», да и Англия – островная страна, ментальность там иная, никак он не похож на Петербург. То же самое с Парижем, то же специфическое образование. Петербург – с одной стороны морской город, с другой - пограничный, с третьей – бывшая столица. У Парижа наслоение истории начинается с римского лагеря Лютеция. А Питеру всего 300 лет.

У нас есть центральная часть, центральная магистраль и площади, Нева и самое широкое ее место, там, где Стрелка, и она формирует город в целом. Весь смысл города в этом.

Существует Венецианская хартия (Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест), в которой было написано еще в 1964 году, что сохранение исторических памятников – это вопрос консервации, то есть, постоянного ухода. Вот цитата: «Консервация памятников прежде всего предполагает постоянство ухода за ними». Это основной постулат для нашего города. А реставрация должна быть исключительной мерой. Еще Растрелли писал, что «климат в этом городе таков, что фасады надо подновлять каждый год», 17 век!

И мы, как горожане, должны менять свое поведение. Самим что-то делать для города. Хотя бы собственное окно помыть, цветы на балконе посадить. У меня во дворе я единственный, кто сажает цветы на окне. Процесс сохранения города – в нас самих, нам не на кого свалить. Большая проблема – «серый пояс», старые промышленные зоны, которые опоясывают исторический центр. Процесс избавления от них - тяжелый. «Серый пояс» душит город, отсекает исторический центр от спальных районов. С этим надо бороться. Взять Митрофаньевское шоссе - там должна быть парковая зона, там мемориальное кладбище.

В каждом районе должна появиться центральная площадь, свободная для гуляний, свой центр, это все должно было быть в генеральном плане, а не вся эта плотная застройка многоэтажными торговыми центрами. Намывы в Финском заливе, Сестрорецкий намыв – я отношусь к этому плохо, мне кажется, что менять карту города неверно, и непонятно зачем – если проехать по КАД, можно увидеть массу территорий, которые совершенно не освоены. Почему надо лезть в залив, а не развивать город там?

У нас практически в центре города нет возможности выйти к воде. Все жилые кварталы отсечены от воды магистралями. Вспоминая Берлин – вдоль каждого канала и реки Шпрея вы можете прогуляться, пробежаться, посидеть. У наших горожан нет выхода к воде, есть несколько мест на Васильевском, вдоль Адмиралтейства и все.

Менять город надо осторожно и вдумчиво. По поводу реновации - мне например, кварталы, где находятся хрущевки, нравятся. Там нет такой дикой плотности населения, такого разгула транспорта, там много зелени, так как в свое время люди высаживали деревья. Я сам на Гражданке их сажал в детстве. И полагаю, что это все может быть утрачено в процессе реновации. Кварталы не должны измениться к худшему. Должно быть к лучшему. А утрачена будет зелень, исчезнет экологическое равновесие, будет более плотным заселение, больше машин и людей.

А по уму на каждый квартал и дом должен быть разработан регламент, что там можно делать и строить, что нет. Это огромная работа.

Сейчас комитет по экономическому развитию объявил конкурс проектов развития кварталов в центре города – инициатива хорошая, будет несколько мастер-планов на развитие этих территорий, возможно они окажутся настолько интересными, что правительство вложится. Пора уже активно заниматься отдельными кварталами. Сами риэлторы на выставке Pro Estate и Всемирном конгрессе по недвижимости FIABCI объявили конкурс на развитие квартала напротив Витебского вокзала. Начался процесс осмысления того, что можно сделать – не просто уплотнительная застройка

А как еще сохранить центр? Транспорт в центре надо ограничивать. Люди, когда говорят «Нам парковаться негде!» - хочется ответить: «А с чего вы взяли, что вы все тут должны парковаться?» В Берлине никому в голову не придет поехать по выделенной полосе для общественного транспорта. Пробка может стоять, но автобус едет всегда! Транспорт очень хорошо развит, автобусы наклоняются к людям на остановках. На каждой остановке табло, и минута в минуту автобус подойдет. У нас город приспосабливают только для автомобилистов. Да, хорошо, что у нас появились кольцевые, развязки, но город так и остался не для людей».

Юрий Николаевич Воропаев, генеральный директор Холдинга МКД (компании холдинга выполняют, в частности, заказы по стратегическому планированию в городах):

«Вариант «Венеция» нам однозначно не подходит, я там был три раза, это чисто туристический город, Петербург все-таки не абсолютно туристический.

Лондон и Париж – у них взял бы главное: понимание, что каждое поколение имеет право на свои архитектурные шедевры. Нужно не только сохранять историю, но и привносить в нее что-то свое. В Лондоне и Париже приглашают ведущих архитекторов, чтобы они украсили город чем-то новым. А что мы можем отметить шедеврального хотя бы со 2-й половины 20 века? Да ничего.

Париж создал свой район Де Фанс, это, я считаю, культурное наследие. Англичане любят современные технические здания. А что любим мы в современной архитектуре, ответа нет. Я считаю, прежде чем обсуждать какой-то значимый современный градостроительный проект, нужно задаваться вопросом: будет ли он являться объектом культурного наследия через годы?

Я считаю, что статус Всемирного наследия - это все-таки большой тормоз. Для бизнеса сегодня совершенно невыгодно работать в объектах культурного наследия – ничего перестраивать нельзя, масса обременений, но и внутри приспособить для бизнеса тоже очень все сложно. Необходимость современной эксплуатации идет вразрез с тем, как строили раньше. Только под музей или выставочный зал такие здания подходят. А государство тоже не идет на уступки.

Помню, швейцарской компании доверили реконструкцию дома Шиля на Вознесенском проспекте, дом в ужасном состоянии. Но как обременение требовали воссоздать мемориальную квартиру, которую когда-то здесь снимал Достоевский, не смог платить и попал в долговую яму. Да, наследие у Петербурга огромное, мы догоняем Рим, но является ли все и всегда наследие таким уж наследием?

У бизнеса все-таки главное требование – доходность. А заботиться о сохранении должно государство. Сможет ли государство все это содержать и приводить в порядок? А если не сможет – надо искать компромиссы с бизнесом. Скажем, давать преференции по налогам тем, кому сдает здания в коммерческую эксплуатацию. В других странах ситуация другая - там гораздо легче процесс приватизации памятников наследия, но, конечно, там много реституции – памятниками владеют потомки их хозяев. Они и заботятся о них».

На сессию ЮНЕСКО пока не пригласили общественность

Повестки 36-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО пока не знают даже в общественных организациях по охране памятников. Более того, как сообщил Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания от партии «Яблоко», основные градозащитные организации, включая «Общество охраны памятников культурного наследия», на нее до сих пор не приглашены. «Я собираюсь писать письмо губернатору с требованием разъяснить ситуацию. Понятно, что главной темой будет уточнение границ объекта Всемирного наследия. Известно, не все объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в нашем городе входят в наши собственные охранные зоны. Будет работа по уточнению этих границ. Наши власти не хотят признавать некоторые границы, в частности Охтинский мыс. У нас он не входит в охранные зоны, но входит в границы объекта Всемирного наследия. Так что сессия должна быть очень значимой», - говорит депутат.

Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО Петербурга и Ленинградской области (трактовки 1990 года)

  1. Исторический центр Санкт-Петербурга.
  2. Старая часть города «Кронштадт».
  3. Форты Кронштадта.
  4. Старая часть города Петрокрепость, город Шлиссельбург.
  5. Крепость Орешек, город Шлиссельбург.
  6. Дворцово-парковые ансамбли города Пушкин и его исторический центр.
  7. Дворцы и парки города Павловск и его исторический центр.
  8. Пулковская обсерватория.
  9. Дворцово-парковый ансамбль в Ропше (поселок Ропша).
  10. Дворцово-парковый ансамбль в Гостилицах (поселок Гостилицы).
  11. Дворцово-парковый ансамбль в Тайцах (поселок Тайцы).
  12. Дворцово-парковый ансамбль города Гатчина и его исторический центр.
  13. Сергиева Приморская пустынь, город Стрельна.
  14. Дворцово-парковый ансамбль города Стрельна и его исторический центр.
  15. Дворцово-парковые ансамбли Михайловка, Знаменка, Собственная Дача, Сергиевка в Петергофе и исторический центр города Петергоф.
  16. Дворцово-парковый ансамбль города Ломоносов и его исторический центр.
  17. Научный городок И.П. Павлова на Колтушских высотах, Колтушская возвышенность (поселок Колтуши).
  18. Усадьба Богословка (Невский лесопарк, Всеволожский район Ленобласти).
  19. Шуваловский парк.
  20. Усадьба Вяземских, (Осиновая Роща).
  21. Сестрорецкий Разлив, Сестрорецкие «Дубки», Сестрорецкий оружейный завод.
  22. Дом-музей И. Репина «Пенаты».
  23. Комаровское поселковое кладбище (поселок Комарово).
  24. Линдуловская роща (Выборгский район Ленобласти).
  25. Река Нева с берегами и набережными.
  26. Ижорский уступ (Волосовский район).
  27. Дудергофские высоты (поселок Можайский).
  28. Юкковская возвышенность (поселок Юкки).
  29. Фарватеры: Петровский, Кронштадтский, Зеленогорский, а также Морской канал.
  30. Зелёный пояс Славы с Дорогой жизни.
  31. Дороги: Московское шоссе, Киевское шоссе, железная дорога Ленинград — Павловск, шоссе Пушкин — Гатчина, Волхонское шоссе, Таллинское шоссе, Петергофская дорога, Ропшинское шоссе, Гостилицкое шоссе, Приморское шоссе, Выборгское шоссе, Колтушское шоссе, Лиговский канал.

Статус объекта Всемирного наследия даёт следующие преимущества (для объектов природного наследия):

- является дополнительной гарантией сохранности и целостности уникальных природных комплексов;

- повышает престиж территорий и управляющих ими учреждений;

- способствует популяризации включённых в Список объектов и развитию альтернативных видов природопользования (в первую очередь, экологического туризма);

- обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов всемирного культурного и природного наследия, в первую очередь - из Фонда всемирного наследия, способствует организации мониторинга и контроля за состоянием сохранности природных объектов.

Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.

Культурные критерии отбора объектов

(i) Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.

(ii) Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определённом культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.

(iii) Объект является уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.

(iv) Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.

(v) Объект является выдающимся примером человеческого традиционного сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых изменений.

(vi) Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность. (По мнению комитета ЮНЕСКО, этот критерий предпочтительно использовать вместе с каким-либо ещё критерием или критериями).

Что может и не может ЮНЕСКО

ЮНЕСКО – это Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, включающая Комитет Всемирного наследия. Чтобы ввести памятники в список объектов Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, государство должно принять на себя определенные обязательства по защите собственного достояния.

Обязанности ЮНЕСКО по конвенции сводятся к присвоению памятнику почетного статуса и контроль его сохранности. Собственно сохранность должно обеспечить государство: оно объект реставрирует, восстанавливает, защищает, не продает в частные руки.

ЮНЕСКО, согласно конвенции, не имеет права вмешиваться во внутреннюю политику государства по отношению к памятнику. Он может только лишить статуса объекта всемирного наследия. Но в мире влияние этой организации очень высоко.

Эксперты ЮНЕСКО контролируют, достойна ли страна-обладатель объекта всемирного наследия оказанного ей доверия, и если нет — после длительной процедуры с вынесением предупреждений лишает объект статуса.

ЮНЕСКО не вмешивается в решения государственных органов. Она также не вкладывает средства в реставрацию и сохранение объектов всемирного наследия. Это не входит в ее обязанности. ЮНЕСКО лишь апеллирует к сознательности, ссылаясь на конвенцию, если какому-то из памятников или заповедников угрожает опасность.

Список объектов Всемирного наследия России

1. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников — Санкт-Петербург, XVIII-XX вв.

2. Архитектурный ансамбль Кижского погоста — Республика Карелия, XVIII—XIX вв.

3. Московский Кремль и Красная площадь — Москва, XIII—XVII вв.

4. Исторические памятники Новгорода и окрестностей — Новгородская область, XI-XVII вв.

5. Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» — Архангельская область, XVI-XVII вв.

6. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля — Владимирская область, XII—XIII вв.

7. Церковь Вознесения в Коломенском — Москва, XVI вв.

8. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры — Московская область, XV-XVIII вв.

9. Историческо-архитектурный комплекс «Казанский кремль» — Республика Татарстан, XVI—XXI вв.

10. Ансамбль Ферапонтова монастыря — Вологодская область, XV-XVII вв.

11. Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента — Дагестан, VI-XIX вв.

12. Ансамбль Новодевичьего монастыря — Москва, XVI-XVII вв.

13. Исторический центр Ярославля — Ярославская область, XVI-XX вв.

14. Девственные леса Коми — Республика Коми.

15. Озеро Байкал — Республика Бурятия, Иркутская область.

16. Вулканы Камчатки — Камчатский край.

17. Центральный Сихотэ-Алинь — Приморский край.

18. Золотые Алтайские горы — Республика Алтай.

19. Убсунурская котловина — Республика Тыва.

20. Западный Кавказ — Краснодарский край, Адыгея.

21. Куршская коса — Калининградская область.

22. Остров Врангеля — Чукотский автономный округ.

23. Плато Путорана — Красноярский край.

24. Геодезическая дуга Струве — Ленинградская область.

В «листе ожидания» от России сейчас более двадцати природных и культурных объектов. В их числе - Псковский, Астраханский и Угличский кремли, древние «родовые башни» в Ингушетии, легендарный остров-град Свияжск, крупнейшее на Земле Васюганское болото.

share
print