Истории

Петропавловская крепость: что происходит с Меншиковым бастионом?

Страшные фото обошли блоги и социальные сети: строительная техника у стен Петропавловки, желтый ковш экскаватора долбит кирпичную кладку 18 века. Уже две недели на Меншиковом бастионе идут работы, и эксперты бьют тревогу: разрушается символ Петербурга. В крепости, впрочем, говорят, что это плановая реставрация. Но на примере Летнего сада мы уже видели, как у нас реставрируют.

Груда битого кирпича

«Меньшиков бастион – последний из шести, который до конца не ухайдакали,говорит  Константин К., сотрудник Петропавловской крепости.  Он боится музейных репрессий и скрывает фамилию.  –   Они его сейчас прикончат, и после назовут это реставрацией. Берут стену, ломают, а кирпич там старый    18, 19 века. Стену выкладывают новым кирпичом, а он, как показывает практика, разрушается гораздо быстрей, чем старый. В конце 90-х делали кладку по внешней стене современным кирпичом – и уже надо снова реставрировать! Причем, работают бульдозером, а люди-то вручную должны работать!»

Меньшиков бастион, если посмотреть на него сверху, устроен как слоеный пирог: две кирпичные стены, а между ними  земля. По идее, самая обычная земля трехсотлетней давности, не культурный слой. Но не все так просто.

«Они берут и вывозят грунт, и никто толком не отслеживает, что в этом грунте, – говорит Алексей Т., еще один петропавловский диссидент.  А я там гвоздь видел    обычный ржавый гвоздь, а он 18 века. И тарелки    самое позднее, середина 19 века. Откуда они там? Где именно найдены? Куда делись? Неизвестно. Но да Бог с ними, с находками.  Любой раскоп нужно было как минимум укрыть от дождя и снега! Этого не было сделано!  С первого взгляда понятно, что там сохранились амбразуры. Там сохранились фрагменты казематов. И это уже начало рушиться – серьезные осыпи и трещины начались после прошедшего дождя».  

Это факты, а есть и слухи – но подтвердить их, конечно, нельзя – что в обновленном бастионе будет двухэтажный ресторан. Хотя директор  Музея истории города Александр Колякин одно время предполагал разместить там лекторий, затем фонды.  Впрочем, в Екатерининской куртине тоже хотели разместить фонды – а она до сих пор пустует, тысячи квадратных метров разрухи.  

  • DS80DtpePkw.jpg

    Леонид Шадевский

  • WnV7R62jX7s (1).jpg

    Леонид Шадевский

  • Z_nqPttMCDk.jpg

    Леонид Шадевский

  • 5CGPaaRMUgY.jpg

    Леонид Шадевский

  • ocsWq9o2b3Y.jpg

    Леонид Шадевский

  • RIFofqElw00.jpg

    Леонид Шадевский

  • Aegk3Xp604Q (1).jpg

    Леонид Шадевский

  • VBVHHnbQelc.jpg

    Леонид Шадевский

  • HcAUgycWkQE.jpg

    Леонид Шадевский

Все идет по плану

В Музее истории города отрицают, что Меншиков бастион на грани катастрофы. Сквозь официальный пресс-релиз продраться трудно, но главная идея ясна: все идет по плану.  

«В настоящее время создана рабочая группа по вопросам реставрации объекта и по проведению работ на Меншиковом бастионе в составе представителей НИИ «Спецпроектреставрация», ИИМК РАН, ГМИ СПб, Совета по культурному наследию при Правительстве Санкт-Петербурга, Архитектурного бюро «Литейная часть-91», которая должна отслеживать работы на объекте. В настоящее время на Меншиковом бастионе проводятся первоочередные консервационные работы, препятствующие дальнейшему разрушению памятника».

В рабочую группу вошли ведущие архитекторы и реставраторы города, и они не разделяют пессимизма сотрудников Петропавловской крепости. Хотя тоже встревожены.  

«Да, объект в тяжелом состоянии! – говорит Рафаэль Даянов, руководитель Архитектурного бюро «Литейная часть-91». – Но это не вина сегодняшних работ, это, так сказать, исторические наслоения. Просто объект запущен».

«Произошло то, что часто бывает в ходе реставрационных работ! – говорит архитектор Михаил Мильчик, член Совета по культурному наследию. –  Выяснилось, что стены бастиона находятся в аварийном состоянии. Срочно нужно параллельно провести укрепительные работы. Без них освобождать бастион от земли – противопоказано. Значит, необходимо заключить новый договор на проведение нового вида работ. Более этого, они должны быть завершены до сентября – по погодным причинам. Если продолжат работать без  укрепления арок и стен, произойдет непоправимое. Катастрофы пока нет, но тревогу мы испытываем сильную».

Самый скандальный музей города

Ко всему, что творится в Петропавловке, внимание особенно пристальное. И не зря. Музей истории Петербурга – самый богатый музей в городе, но богат он не фондами, а землями. Петропавловская крепость, крепость Орешек, музей Кирова – всего восемь объектов в Петербурге и Ленобласти, десятки тысяч квадратных метров. А где земля, там и злоупотребления.   

В 2006 году с треском уволили бывшего директора музея Бориса Аракчеева и начальницу планового отдела Галину Сивкову: счетная палата установила, что они за символическую плату сдавали государственную собственность себе же. Некий Фонд развития Петропавловской крепости проводил множество мероприятий, зарабатывал миллионы, а в казну перечислял тысячи. Директор все отрицал, дело замяли, вскоре Аракчеев возглавил музей истории религии и уже оттуда пошел под следствие за растрату - вместе с верной Галиной Сивковой.

Впрочем, при новом директоре, Александре Колякине, громких скандалов не было. Или просто никто не рискнул вынести сор из избы.

«Средний возраст основного ядра сотрудников – 60 лет,–  говорит Константин К.  – Хранителям, фронтовикам бывает и за 60.  Если что – их тут же увольняют. Все, на пенсию, все свободны.  А там хоть трава не расти».

share
print