Истории

Десять «непатриотичных» фильмов о войне

Стандартный «суповой набор» советских фильмов о войне в этом году разбавила картина «Служу Советскому Союзу» о нравственной дилемме лагерников – служить или не служить немцам. Фильм вызвал гнев министра культуры и профессионального пиарщика Владимира Мединского. Чего в этом больше – культуры или пиара – неясно, фильм еще никто не видел. «Мой район» перечислил картины, которые вряд ли покажут 22 июня. Их можно условно назвать непатриотичными. Какие из них имеют, а какие не имеют право на существование?

«Мы сейчас настолько отдалились от событий Великой отечественной войны, что снять хороший фильм едва ли возможно, - утверждает  киновед и культуролог Кирилл Разлогов. – Так работает наша память. Пока горяча память о войне, пока снимали фронтовики, люди, пережившие эти события, сохранялась золотая эпоха фильмов о войне. Владимир Басов мог отстоять правду в фильме, потому что был фронтовиком, и ему верили. Сейчас идет другой этап осмысления, связанный не с памятью, а с трактовкой. НКВД, заградотряды, предатели становятся спорными фигурами, хотя раньше воспринимались однозначно. Исчезло соединение государственной идеологии и человека. Сейчас больше зависит от конъюнктурных моментов. Формируется государственный запрос. Считаю, сейчас фильмы о войне должны быть связаны с личной историей режиссера, с его предками, возможно, прочитанными книгами».

«Служу советскому союзу» - это фильм, который вписывается в целую тенденцию фильмов последнего десятилетия, начиная с «Последнего поезда» Алексея Германа-младшего, кончая безобразными вещами типа «Четырех дней в мае» Ахима фон Бориса, - говорит кинокритик Михаил Трофименков. - Это нельзя назвать альтернативным взглядом на войну. Это фильмы, которые ставят под сомнение, если не отменяют войну как таковую. Это фильмы, в которых нет врага, не понятно, с кем мы воевали, с кем потеряли 27 миллионов жизней. Это фильмы, которые конструируют новую мифологию, в которой, с одной стороны, добрые, милые, интеллигентные немцы (это относится и к фильмам Никиты Михалкова), чаще всего выступающие в страдательной роли. А с другой стороны – армия штрафников и генералов, которые ненавидят своего главнокомандующего и воюют не столько с немецко-фашистскими захватчиками, сколько с упырями из НКВД и СМЕРШа. Это не альтернативный взгляд, а какая-то другая война, которой в реальности не было».

«Я враг любой цензуры, - продолжает Михаил Трофименков. - Никакие фильмы, книги и другие произведения человеческого духа нельзя запрещать. И я готов защищать любой фильм, который будет призываться к ответу, но я считаю эту тенденцию совершенно болезненной, ядовитой и оскорбительной для исторической памяти страны».

«Игровое кино – это не учебник истории, - считает руководитель клуба «Синематика» в центре «Пушкинская, 10» Леонид Цыткин. - Не существует фильмов, которые бы говорили, что это здорово, что нацисты напали на Советский союз. Не существует даже антикоммунистических американских или английских фильмов, которые бы стояли на стороне нацистов. «Антипатриотичными» можно назвать антивоенные эпизоды из фильма Сергея Лозницы «В тумане», где изображены советские мародеры. Существует взгляд, что война была частично гражданской, как в фильме «Кто не хотел  умирать». Это не очень ортодоксально для советского кино».

«Кино не может быть патриотичным или непатриотичным, - продолжает Леонид Цыткин. - Оно может быть хорошим или плохим, честным или нечестным. Хорошо сделанное кино на русском языке является патриотичным. Но плохое кино не может быть антипатриотичным, оно ничего не добавляет к нашей культуре».

Рейтинг «непатриотичных» фильмов.

«Служу советскому союзу» (Леонид Менакер, 2011)

Крамольный фильм с патриотичным концом, аудитория которого увеличится втрое после пиар-хода министра культуры.

Писатель-орденоносец вызван на Лубянку прямо во время правительственного приема. В праздничном номере газеты опечатка в фамилии вождя. Прямо из кабинета главного героя увозят на Лубянкуи и в лагеря. Из обрывка газеты зеки узнают о том, что Советский Союз воюет с немцами. Выломав двери бараков, политические и уголовники застают пустые вышки, плац и вахту, на которой нет ни одного конвоира. Вскоре их вербуют на свою сторону немцы, но писатель понимает, что сейчас не время сводить счеты с Родиной.



«Четыре дня в мае» (Ахим фон Борис, 2011)

Официальный слоган: «Иногда граница проходит не между «своими» и «чужими», а между добром и злом». Пьяный по случаю капитуляции Германии советский майор насилует девочку-сироту. Для защиты детей на помощь приходит не сдавшаяся немецкая часть.



«В тумане» (Сергей Лозница, 2012)

Белоруссия оккупирована немецкими войсками. В ходе расследования дела о подрыве поезда немцы арестовывают путевого обходчика Сущеню, но затем неожиданно отпускают. Местные жители начинают подозревать того в сотрудничестве с захватчиками. Двое партизан уводят Сущеню в лес, где собираются убить его как предателя. Фишка фильма – изображение советских мародеров.



«Последний поезд» (Алексей Герман-младший, 2003)

Два немца заблудились среди просторов России в 1944 году. Один из них врач, другой - почтальон. Два интеллигента, невоенные и немолодые, пытаются куда-то выйти...



«Проверка на дорогах» (Алексей Герман-старший, 1971)

Бывший военнопленный, добровольно перешедший на службу к немцам, готов кровью искупить измену Родине. Политрук отряда — майор Петушков — считает, что при любых обстоятельствах единожды оступившемуся доверия нет.



«Никто не хотел умирать» (Витаутас Жалакявичюс, 1966)

Великая отечественная война переходит в гражданскую в Литве. Убит председатель сельсовета, пятый за год. Сыновья убитого клянутся отомстить.



«Летят журавли» (Михаил Калатозов, 1957)

Классика советского кинематографа в свое время чуть не была запрещена. Никита Хрущёв после просмотра фильма гневно его раскритиковал, назвав главную героиню «шлюхой».



«Пилот реактивного самолета» (Джозеф фон Штернберг, Джулс Фёртмен, 1957)

Иностранные картины, по мнению патриотов, априори должны расходиться с нашим представлением о войне. Судьба сводит американского полковника Шэннон с советской лётчицей Анной, нежданно-негаданно приземлившейся на территории США. Поначалу полковник рассматривает её как возможную шпионку, но вскоре очарование Анны берёт своё, и вот Шэннон уже готов жениться на девушке.



«Братская война» (Джери Бутейн, 2009)

Американский солдат с немецким сражаются против советских варваров в Польше.



«Железный крест» (Сэм Пекинп, 1977)

Немецкая армия с тяжелыми боями отступает на Восточном фронте. На замену убитому командиру батальона прибывает переведенный из Франции капитан Странский. Этот элегантный прусский аристократ еще не бывал в настоящем сражении и мечтает любой ценой получить германский боевой орден — «Железный крест». Фильм изображает немецких солдат разными - трусами и героями, добрыми и злыми, попавшими в одинаково трагические обстоятельства.
 




Какие фильмы вы бы хотели посмотреть 22 июня на одном из центральных каналов?

Кирилл Разлогов, киновед и культуролог: «Можно показывать любой фильм о войне конца пятидесятых – начала семидесятых. «Был месяц май» (Марлен Хуциев, 1970) - просто шедевр!».

Михаил Трофименков, кинокритик: «Мир входящему» (1961, Александр Алов и Владимир Наумов), барочное кино, где чуть ли не впервые была показана советская армия в оккупированной Германии».

Леонид Циткин, основатель клуба «Синематика» в центре «Пушкинская, 10»: «Один из фильмов американца Сэмюэла Фуллера, где показывается взгляд на войну со стороны союзников («Verboten!» (1959), «Большая красная единица» (1980) – прим. «МР»)».

share
print