Истории

Баннер «Роснефти» на Лиговском проспекте закрыл свет в целом здании

«Роснефть» и гостиница «Октябрьская» устроили сотням людей вечную ночь. Офисное здание на Лиговском проспекте, 43/45 погрузилось в темноту. Окна старинной постройки затянуты громадным рекламным баннером. На пять этажей красуется хвастливая надпись: «Роснефть - на благо России».

Наследие

Дом 43/45 значится в исторических справочниках как гостиница В.Е.Пестрякова (носила названия «Знаменская» и «Метрополитен»), построена в 1902-1904 годах и перестроена в 1913. Имеет охранный статус объекта культурного наследия. Сейчас принадлежит гостинице «Октябрьская» и сдается под офисы.

Арендаторы

Небольшая фирма Натальи работает в здании уже не первый год. Старый корпус, где разместились офисы, расположен прямо напротив Московского вокзала. «Если бы не клиенты, которые привыкли к этому месту, уехала бы сразу», - говорит хозяйка фирмы. Две недели назад на стены старинного здания стали набивать рельсы. «Реконструкцию начинают», - радовались все. Но когда монтаж закончился, окна офисов закрыл рекламный баннер, провозглашающий: «Роснефть – на благо России». Со второй половины дома гигантская реклама Тойоты уже год убеждает: «Истинные ценности внушают уважение».

В ряду старинных особняков Лиговского два ярких безвкусных пятна затянутых рекламой зданий – первое, что бросается в глаза туристам, выходящим из здания Московского вокзала.

«У меня была операция на глазах, в этой темноте я могу потерять зрение», - волнуется Геннадий Клинковштейн, председатель фонда защиты инвалидов войны и блокадников, снимающего здесь помещение. Наталья рассказывает, что обратилась в комитет по охране памятников истории и культуры. Там ей сказали, что знают о нарушениях и «пишут письма».

Власти

Рекламная конструкция размещена законно, сообщили «МР» в Комитете по печати. Разрешение есть, баннеры могут висеть до 2013 года. Но комитет по печати согласовывает только содержание рекламы, в Комитете по архитектуре рассказали, что такие рекламные конструкции должны обязательно проходить комиссию по вопросам эстетики городской среды. Такого разрешения комиссия не выдавала. «Если кто-нибудь пожалуется в администрацию района, конструкцию обязаны снять», - рассказали в Комитете по архитектуре.

Ухудшение условий труда людей, работающих в здании, ведомства не волнуют. Роспотребнадзор не видит повода для вмешательства. Там считают, что претензии арендаторы должны предъявлять владельцам здания. «В договоре об аренде должны быть прописаны условия труда. Это внутренний конфликт, вне нашей компетенции», - сообщила Елена Немыкина, специалист отдела надзора за условиями труда.

Хозяева

«Баннер – явление временное, - заверил «МР» Владимир Иванов, гендиректор гостиницы «Октябрьская», которой принадлежит здание, – мы это здание скоро поставим на реконструкцию и потом на нем никаких реклам не будет». Иванов признал, что баннер создал неудобства работникам офиса: «Да, это они неудачно сделали. Исправим!»

Мнения

«Город словно бы лишается памятника на время размещения рекламы - а ведь это могут быть годы, - говорит Юлия Минутина, координатор градозащитной организации «Живой город». - А здание расположено у Московского вокзала, фактически это - лицо города, первое, что видят люди, приехавшие в Санкт-Петербург на поезде и желающие выйти на Невский проспект. Мне кажется, это просто позорит город.

Законодательство, регламентирующее размещение рекламы, в том числе на исторических зданиях, в нашем городе развито слабо. Разработан лишь регламент Невского проспекта, и то его действие мы увидим в лучшем случае через 2 года - когда закончатся уже выданные согласования. И, к сожалению, нет уверенности в том, что этот регламент будет соблюдаться дальше. Для нас совершенно очевидно, что необходимо регулировать размещение рекламы во всем историческом центре. И здесь, конечно, на активность чиновников навряд ли приходится надеяться - ведь это, кроме всего прочего, финансовые вопросы. Я уверена: чем активнее горожане будут заявлять свою позицию по поводу размещения рекламы на зданиях, тем быстрее и эффективнее будут работать чиновники. Часто, чтобы выявить нарушение законодательства или отсутствие согласования, нужен «сигнал» - письмо от горожан.

Пока практика борьбы с незаконной или неуместной рекламой еще недостаточно развита. Вопрос поднимался на Совете по сохранению наследия, но пока никаких законодательных последствий этого обсуждения не было, хотя Совет дал ряд совершенно конкретных рекомендаций. Но это не означает, что надо опустить руки. Наш опыт показывает, что для того, чтобы какие-то проблемные вопросы решались, а тем более - в пользу горожан, нужен мощный «импульс снизу». 

 «Я не могу поверить, что в этом здании работают люди, - говорит Алексей Ярема, градозащитник из группы ЭРА. - Я-то считал, что здания пустующие. Как можно работать в темноте? Это безобразие. Но такая реклама, как ни прискорбно, не самая большая городская беда. Мы посчитали – за год город потерял навсегда 16 исторических зданий».

share
print