Город

Петербургское метро: каким оно будет на самом деле

27 июня 2012 09:51 Андрей Сошников
версия для печати
Петербуржцы должны любить метрополитен таким, какой он есть, - это единственный вид транспорта, который довозит пассажиров (пусть и изрядно помятых) по нужному маршруту и не стоит при этом в пробках. Но обольщаться в отношение подземки не стоит: эскалаторы будут ломаться и простаивать, цены на жетоны расти, а часы работы останутся прежними. Почему транспортная монополия не развивается нужными городу темпами?
Петербургское метро: каким оно будет на самом деле

Депутаты Законодательного собрания предложили губернатору перевести метрополитен на круглосуточный режим работы. Автор запроса Борис Вишневский предлагает увеличить время работы всех станций до часа ночи. А в выходные, праздники и в период разводки мостов ввести ночной режим для подземки с увеличением интервала движения поездов. Именно так работает метро в Берлине, Стокгольме, Вене, Барселоне и других европейских городах.

«Увеличение времени работы в метро – это высокие эксплуатационные затраты, - говорит доцент кафедры организации перевозок, управления и безопасности на автомобильном транспорте СПбГАСУ Елена Ногова. - Ночью не такой большой поток. 24 часа в сутки должны ездить поезда. 24 часа в сутки должно работать освещение. 24 часа в сутки должны работать дежурные. С учетом того, что город ночью свободен, хорошо бы организовать нормальный ночной автобус, который ходил бы по продуманным маршрутам, и люди знали, что он ходит. Была попытка ввести ночной автобус, но никто, честно говоря, не знал о нем».

«Нужно просто понять, как это организовано технологически и экономически, но затраты на организацию наземных маршрутов все-таки были бы меньше. Нехорошо, что ночью ни на чем, кроме такси не доехать», - считает Елена Ногова.

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Метро "Площадь Восстания"»
  • Фоторепортаж: «Метро "Площадь Восстания"»
  • Фоторепортаж: «Метро "Площадь Восстания"»
  • Фоторепортаж: «Метро "Площадь Восстания"»
  • Фоторепортаж: «Метро "Площадь Восстания"»
  • Фоторепортаж: «Метро "Площадь Восстания"»


На идею круглосуточного метро депутат Законодательного собрания Алексей Тимофеев из «Единой России» отреагировал так: «На время чемпионата Европы увеличили время работы метро в Харькове. Для профилактики метрополитена нужно четыре часа. Я бы лично проголосовал за то, чтобы метро работало на два часа дольше. Во времена, когда я ходил в школу, метро закрывалось в час. Потом Собчак время работы сократил. Он вообще много чего сокращал. Его самого сократить бы не мешало!»

Круглосуточное метро (даже в выходные и праздничные дни) – это излишняя роскошь, считает директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Александр Сарачев. «А куда мы денем технологические перерывы для ремонта, замены шпал, мойке тоннелей? А кого катать – посетителей клубов? Для них существуют легковые такси, частный извоз. Театры закрываются рано, поздний сеанс кино – тоже излишество. Для неработающей публики тратить бюджетные дотации считаю неправильным», - заявил ученый из Москвы.

Для Петербурга увеличение времени работы метрополитена – это не услуга для праздношатающихся, а вынужденная необходимость. Так считает депутат Законодательного собрания Борис Вишневский. «Как доберутся до Васильевского острова люди, живущие там, если они приехали на поезде или прилетели на самолете в сезон разводки мостов? Условно говоря, около двух часов ночи. На Васильевский остров можно попасть только на вертолете. Это не праздно шатающиеся граждане… На Васильевском острове живет больше 200 тысяч человек. У некоторых возникает потребность добраться домой и ночью».

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «прокладка тоннеля метро "Спасская"»
  • Фоторепортаж: «прокладка тоннеля метро "Спасская"»
  • Фоторепортаж: «прокладка тоннеля метро "Спасская"»
  • Фоторепортаж: «прокладка тоннеля метро "Спасская"»
  • Фоторепортаж: «прокладка тоннеля метро "Спасская"»
  • Фоторепортаж: «прокладка тоннеля метро "Спасская"»
  • Фоторепортаж: «прокладка тоннеля метро "Спасская"»
  • Фоторепортаж: «прокладка тоннеля метро "Спасская"»
  • Фоторепортаж: «прокладка тоннеля метро "Спасская"»
  • Фоторепортаж: «прокладка тоннеля метро "Спасская"»
  • Фоторепортаж: «прокладка тоннеля метро "Спасская"»
  • Фоторепортаж: «прокладка тоннеля метро "Спасская"»
  • Фоторепортаж: «прокладка тоннеля метро "Спасская"»
  • Фоторепортаж: «прокладка тоннеля метро "Спасская"»
  • Фоторепортаж: «прокладка тоннеля метро "Спасская"»


Сколько будет стоить жетон, если исполнительная власть выполнит требование оппозиции? «Для начала я бы хотел дождаться от губернатора ответа на депутатский запрос, где я просил сообщить мне, какова будет цена этого вопроса, - говорит Борис Вишневский. - Какие расходы мы понесем, если работа метро будет продлена до часа ночи. Какие расходы мы понесем, если метро будет работать в круглосуточном режиме. Какие расходы мы понесем, если круглосуточный режим будет распространяться на выходные и праздничные дни. Увидим цифры, будем оценивать реалистичность тех или иных вариантов. Если движение будет круглосуточным, можно увеличить интервал, по которому ездят поезда».

«На метро выделяется явно недостаточно средств – в несколько раз меньше, чем в Москве. Метро у нас в городе должно стать одним из приоритетов. А у нас другие приоритеты: Орловский тоннель, футбольный стадион, все эти бесконечные намывы, западный скоростной диаметр. Они никак не решают транспортную проблему в нашем городе. В бюджет на 2012 год вносились поправки от комиссии по городскому хозяйству, в которой я заседаю. О том, что в ближайшие годы от 5% до 7% должно выделяться на развитие метрополитена. Наше парламентское большинство эту поправку отклонило. Администрация города выступила категорически против».

Помимо длительного перерыва в работе петербургское метро – это еще и ломающиеся эскалаторы. Даже на станциях, где их недавно отремонтировали. «Старые эскалаторы свой ресурс выработали, их нужно заменять, - говорит Елена Ногова. - Другое дело, мы потеряли традиционные старые технологии. Сейчас появились новые поставщики, но у них технологии не до конца отработаны. Новые эскалаторы устанавливали, у них были проблемы с запуском. Старые эскалаторы нужно менять, но устанавливая новые, нужно смотреть, чтобы они отработали некий период. Остановки эскалаторов ведут не к авариям с жертвами и пострадавшими. Поработать с поставщиком – и будут нормальные эскалаторы».

За развитие петербургского метро мы платим дважды - как налогоплателищики и пассажиры. Выходом могут стать частные ветки подземки, как в Токио (9 веток из 13). Частная ветка строится в Индии в Нью-Дели и в Праге. В России Минтранс опубликовал проект закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта», который позволит осуществлять перевозки под землей негосударственным компаниям. В министерстве рассчитывают, что тем самым можно будет привлечь средства частных инвесторов и строить подземку быстрее.

В Петербурге проблема медленного развития метро остается одной из самых болезненных, в том числе для застройщиков. В большинстве стран метро работает на условиях концессии с участием частных кампаний и муниципального бюджета. Потому что много где инфраструктура принадлежит одной компании, оператором выступает другая. В ряде европейских городов инфраструктура принадлежит частникам на условиях концессии. Как правило, в числе акционеров присутствует муниципалитет или регион.

Борис Вишневский: «Петербургский метрополитен – это монополист. Ни в коем случае монополист не должен быть частным. У вас сегодня частный монополист, завтра плата за проезд будет неизвестно какая. Метрополитен – это часть общественного транспорта, оказывающая публичные услуги. Это рядом с автобусом государственным можно частную маршрутку пустить. А рядом с метрополитеном будете рыть еще один тоннель. Это то, что называется естественная монополия. Система, при которой конкуренция нерентабельна. У меня в квартире один водопроводный кран, а не два конкурирующих».
 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 222

Все опросы…