Город

Давка у метро «Василеостровская»: как навести порядок

28 июня 2012 11:08 Нина Астафьева
версия для печати
Жители Васильевского острова несколько дней переживают транспортную блокаду из-за особого режима работы станции метро «Василеостровская». Теперь, чтобы попасть на станцию, требуется выстоять очередь в железном лабиринте, собранном из специальных барьеров. К трудностям василеостровцы и главное – сотрудники тамошних офисов – относятся с пониманием. И даже предлагают оставить железные перила навсегда – это поможет сдерживать толпу и впредь, потому что она на этой станции постоянна.
Давка у метро «Василеостровская»: как навести порядок

С соответствующей инициативой выступила общественная организация «Наблюдатели Петербурга», некоторые члены которой на Васильевском или живут, или работают. Они-то не понаслышке знакомы с толпой, которая образуется на входе в метро часа в 4 дня и не уменьшается плоть до 8 вечера. Автомобилисты, простаивающие час в пробке только чтобы выехать с острова, а потом еще час добирающиеся до дома, признавались: они бы ездили в метро, экономя до полутора часов времени, но давка на входе настолько унижает, что лучше уж постоять в пробке. Тем более летом, когда одеваешься легко и прижимания незнакомых людей становятся чувствительней. В районе станции метро «Василеостровская» почти нет гостиниц, что для исторического центра города просто удивительно. Ни один турист не захочет пользоваться здешним метро.  

- В первый день особого режима работы на станции работали 2 двери на вход, - рассказал член «Наблюдателей» Виктор Дорогостайский. - Третью, за которой постоянно маячил полицейский, могли открыть по особой просьбе, например, для инвалида или мамы с коляской. Народ почему-то ломился в ту дверь, к которой было проще подойти, потому что, чтобы попасть во вторую, требовалось преодолеть змеевик из временных заграждений. Представляете: люди таки предпочитают толкаться локтями в толпе вместо того чтобы пройти лишних 10 метров. Я засек время: чтобы попасть на станцию через ту дверь, где змеевика нет, требуется 7-10 минут. В те времена, когда станция работала в обычном режиме, было 5-7 минут. А на проход через змеевик, где, конечно, тоже толпа, но поменьше, только 5. Правда, некоторые молодые люди, студенты, наверное, теперь пролезают внутрь змеевика прямо сквозь железные прутья. И для таких «пролезальщиков» теперь есть своя очередь. В общем, какими бы ни были правила прохода, каждый их истолковывает на свой лад. Но потом из 3 дверей на вход оставили 1, и теперь все вынуждены ходить через железный лабиринт. И знаете, порядка стало больше. Вот мы и задумались: а почему бы не оставить эти загородки навсегда? Людские потоки регулируются, давки стало меньше, скорость попадания на станцию не изменилась. Но в метро мне ответили, что все эти заграждения исчезнут к 1 сентября, когда станция заработает в нормальном режиме. Потому что их постоянное там наличие противоречит нормам пожарной безопасности.

«Наблюдатели Петербурга» - это группа людей, которым меньше всего нравится, когда ими управляют. И если такие люди сами просят, чтобы их построили и направили – значит, идея заслуживает обсуждения. Сейчас Дорогостайский и сочувствующие ему василеостровцы составляют письмо в ГУП «Санкт-Петербургский метрополитен». Но реакцию метрополитеновцев предсказать несложно.

- Если мы оставим эти заграждения, начнутся жалобы от пассажиров, - заявила пресс-секретарь метрополитена Юлия Шавель. - Тем, кто уезжает со станции в утренние часы, не понравится ходить по лабиринту, когда толпы нет. Хорошим выходом могли бы стать временные, ленточные заграждения, как в аэропортах, которые можно то ставить, то снимать. Но вряд ли они долго простоят на улицах... Да и кто их будет все время снимать-устанавливать?

Сейчас в воздухе витает множество идей, как можно оптимизировать работу общественного транспорта или организовать трафик. Наибольшая концентрация – как раз на пятачке у «Василеостровской». Кто не верит – может съездить туда сам во второй половине дня.

- Если от толпы некуда деваться, почему бы не упорядочить ее и внизу? – говорит Дорогостайский. – Толпа, выходящая из вагонов на станции «Василеостровская», давится в очереди к эскалатору и к приходу следующего поезда рассеяться, конечно, не успевает. Вновь прибывшие пассажиры, особенно - резвые студенты, обегают толпу, мешая встречному потоку и вклиниваются в нее перед самым эскалатором. Это давку, конечно, усиливает. Я иногда думаю, почему бы не сделать последний вагон поезда, приходящего на «Василеостровскую» из центра, транзитным. Чтобы он на «Василеостровской» двери не открывал. А пассажиры рассредоточивались бы по остальным вагонам. Все равно те, кто там едет, иногда просто не могут выйти, потому что на станции – плотнейшая толпа. Еще одна идея: металлическую решетку внизу станции, которая разделяет встречные потоки, увеличить метров на 10-20, то есть до середины платформы. И тогда не будет таких людских водоворотов внизу эскалатора.

Идея эта спорная, многим людям не нравятся временные барьеры, которые они ласково называют «скотозагонниками». Председатель общественной организации «Петербуржцы за общественный транспорт» Владимир Федоров объяснил «Моему району», почему эта идея - с постоянными заграждениями на входе – скорее всего, реализована не будет. Причина проста – барьеры опасны.

«Где-нибудь за границей вы видели эти барьеры? – заявил Федоров. – Правильно, на футболе, и все. Но на футбол ходят молодые, крепкие ребята, а если приводят детей, то стараются прийти пораньше, не так ли? Достаточно одного раза, когда безумная толпа прижимает тебя к этой решетке, и ты уже мысленно прикидываешь, сколько ребер тебе сломают, чтобы навсегда понять: барьеры – не наш метод. Да, обычно люди отделываются синяками, поэтому повреждения не фиксируются, но они есть. Ситуацию с «Василеостровской» можно оздоровить только одним способом: организовать движение наземного транспорта. Транспортные коридоры в виде временных выделенных полос по Тучкову и Благовещенскому мостам, дабы люди могли вместо «Василеостровской» пользоваться «Спортивной». Я уверен, кстати, что те же выделенные полосы – это отличная альтернатива второму выходу со «Спортивной», в который у нас собираются вбухать столько денег. А все зря, потому что строительство этого выхода, во-первых, спровоцирует страшный транспортный коллапс близ Тучкова моста, во-вторых, удовлетворит потребности небольшого числа людей, ведь в той части острова живут и работают всего 3-4 тысячи человек. Если бы у этого выхода еще были остановки транспорта, которые соединяли его с Горным институтом или другими отдаленными частями района – от него еще была бы польза, но пока нам про эти дополнительные маршруты ничего не говорят. А проезд на горизонтальном эскалаторе в тоннеле под Невой окажется ненамного быстрее пешей прогулки по мосту, хотя, может, и комфортнее. При скорости траволатора 0,75 м/с он займет 10 минут, а пешая прогулка – минут 12».

P.S. Напомним, станция «Василеостровская» проработает в особом режиме до 31 августа. По утрам с 8:15 до 10:30 вход на станцию закрыт. С 3 до 8 вечера вход ограничен.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 838

Все опросы…