Истории

Почему из Петербурга самолеты летают только через Москву

В России будет снова развиваться региональная авиация. Об этом заявил на днях премьер Дмитрий Медведев: он пообещал также, что от таможенных пошлин освободят маленькие импортные самолеты, которые и будут работать на этих линиях. Еще премьера озаботило, что жители российских городов львиную долю перелетов совершают в два приема: через Москву. «Мой район» решил выяснить, какие рейсы петербуржцам необходимы в первую очередь, и каковы шансы, что они появятся.

Недавно я видела карту внутренних авиарейсов Америки. Все пространство было испещрено голубыми линиями: с юга на северо-запад, с востока – на юго-восток. В общем, рыболовная сеть. Конечно, у них столица находится с краю, а у нас – не то чтобы посередине, но все же оставляет на западе 800-1000 км. Но если посмотреть карту внутренних авиалиний Российской Федерации, возникнет ассоциация с осьминогом. Десятки маршрутов – и все стремятся в Москву.

Причин, по которым людям не нравятся рейсы с пересадками, довольно много. Два полета - два риска, особенно на взлете и посадке. В два раза больше шансов потерять багаж. Запутанный джет-лаг, если лететь с востока в Москву и обратно на восток. Тяжелые испытания для маленьких детей. Очень дорогие кафе в транзитных зонах.

В Петербурге более-менее налажено сообщение между городами в европейской части России и городами-миллионниками. В Новосибирск и даже Хабаровск имеются прямые рейсы. Но, как правило, их предоставляет только одна авиакомпания, например, «Россия», а значит, ни о какой честной конкуренции, которая сулит пассажиру снижение цены, речь уже идти не может. Попытки найти прямые рейсы в Смоленск, Читу, Курск заканчиваются полным фиаско. Летом иногда добавляют подобные рейсы, но не везде и не каждый год.

А между тем, лет 20 назад не составляло никаких сложностей перелететь, например, из Мурманска в Новосибирск. Да, это был маленький самолет, Ту-134, в котором очень плохо переносилась болтанка. Да, он делал по пути две остановки: В Архангельске и в Свердловске. Но это были остановки по пути, и весь перелет все равно занимал не более 5 часов. Самолет подбирал в этих двух городах дополнительных пассажиров, и про него нельзя было сказать, что он возит воздух. А сейчас, уверяют авиаперевозчики, все будет именно так и происходить. Лучше уж скомпоновать рейсы таким образом, чтобы поездка занимала 25 часов. Или 15, но тогда уже с двумя пересадками.

Раньше бывали и другие рейсы. Между Новосибирском и Барнаулом, хотя на машине это расстояние можно преодолеть за 3-4 часа. Между Ленинградом и Псковом. На рейсах обычно работали молодые выпускники летных училищ, которым не доверяли ничего, кроме «Ан-2». Сейчас, говорят петербуржцы, в таких полетах нет смысла, потому что появились комфортабельные электрички. Это во-первых. А во-вторых, досмотры в аэропорту занимают столько времени, что, если раньше в аэропорт надо было приезжать за час до отлета, то теперь – в лучшем случае за 2. И даже регистрация по интернету не спасает. К тому же пробки на дорогах в аэропорт. Резюме: расстояния, которые на машине можно преодолеть меньше, чем за день, лучше преодолевать на машине и поезде. Но что прикажете делать с уральскими и сибирскими городами?

«А ничего, - комментирует доцент кафедры транспортных перевозок СПбГАСУ Елена Ногова. – Люди летают на самолетах с двумя целями: отдыхать и решать вопросы. Где у нас вопросы-то все решаются? То-то. Значит, в Москву рейсов будет много, на юг – тоже, а в другие российские города – мало. Я тут смотрела расписания самолетов из Костромы и Липецка. По одному рейсу в Анапу и в Москву в неделю и все. То, что у нас нет системы региональных перевозок означает, что нет и потоков. При наличии спроса они бы появились. Конечно, можно сказать: мол, как же в советские времена - все летали туда-сюда, чтобы посмотреть Байкал, Алтайские горы, повидать родственников, на свадьбу к друзьям… Тогда люди были богаче, по крайней мере, в провинции. Сейчас они, даже если захотят приехать в Питер, узнают, сколько стоит гостиница, и наверняка передумают…».

«Я в Костроме видела мужичка, который покупал в железнодорожной кассе билет до Петербурга. За 2 месяца, чтоб подешевле. Он просил верхнюю боковую полку в плацкарте, потому что она тоже самая дешевая. Вот как живет провинция. А вы про самолет, - добавляет эксперт. - Кстати, у региональных перевозчиков цены обычно выше, чем у той же ГТК «Россия», так что дешевле не будет, даже если наводнить рынок. Вот что меня смущает, так это то, что у нас билет на самолет сравнился в цене с билетом в купейный вагон. Ну очень четко сравним. Нет ли тут какой-то договоренности?».

По словам Елены Ноговой, частные авиаперелеты сейчас по карману, в основном, деловым людям, а они предпочитают надежность, а значит – поезд. Самолет может застрять: не только из-за погоды, ее-то как раз можно предсказать, а из-за того, что полосу будут держать для какого-то VIPа. Деловая встреча – не из тех, на которые можно опаздывать.

Инициативу Медведева о развитии региональной авиации по просьбе «МР» оценил и проректор Университета гражданской авиации Яков Далингер. Он рассказал, что курсанты учатся летать на малых самолетах: «Сессна», «Деймонд» и «Як-18», а потом, уже в авиакомпаниях, куда их взяли на работу, оттачивают свое мастерство на тех моделях, которыми владеет собственно компания. Сейчас на рынке представлена большая линейка самолетов вместимостью до 70 пассажиров. Есть и совсем небольшие: те, что могут заменить Ан-2, который сняли с производства из-за его невероятной прожорливости. Но спроса на пилотов, которые могли бы летать на таких аппаратах, почему-то нет. Все авиакомпании хотят видеть в своих рядах пилотов «Боингов» и «Аирбасов».  

Куда на самом деле надо лететь петербуржцам

Недавно овеянные ностальгией пассажиры выложили в Интернет расписание самолетов советского периода. Для Ленинграда свежего (читай – брежневских времен) расписания не нашлось, придется процитировать табло 1948 года. Итак, из города на Неве летали прямые самолеты в Адлер, Актюбинск, Великие Луки, Вильнюс, Воркуту, Горький (Нижний Новгород), Днепропетровск, Казань, Кишинев, Куйбышев (Самара), Мезень, Минеральные Воды, Москву, Нарьян-Мар, Одессу, Омск, Петрозаводск, Ригу, Ростов-на-Дону, Свердловск (Екатеринбург), Симферополь, Сталино (Донецк), Таллинн, Харьков, Хельсинки, Стокгольм. Все эти прямые линии нуждаются в восстановлении в первую очередь. Были еще непрямые рейсы – в Ташкент, Новосибирск.

В 70-е годы рейсов стало как минимум в 2 раза больше, тем более, что открылся новый аэропорт. Сейчас нам тоже грех жаловаться: полетов в Москву стало раза в 4 больше (тогда было только 5 рейсов), а про заграницу и говорить нечего.

share
print