Истории

Кто стал новым кумиром петербуржцев

В нашем городе не может быть кумиров, потому что общество необратимо изменилось. Но «Мой район» все же нашел нескольких персон, которые остаются предметом слепого подражания. Кто эти люди, и почему их так мало именно в Петербурге?

Четверть века назад мнение Дмитрия Лихачева, Анатолия Собчака или Виктора Цоя значило для петербуржцев больше, чем сегодня – коллективное бессознательное всей сетевой общественности. Остались ли в Петербурге люди, чье появление на экране заставляет прибавить звук, чью реплику в газете мы готовы перечитывать, и кто имеет право говорить от лица социальных групп – поэтов, активистов, музыкантов, бизнесменов? Кто кумиры Петербурга в XXI веке?

Герои Петербурга - призраки

Философ и писатель Александр Секацкий считает, что в Петербурге очень сложно найти живых кумиров. «Это исторически уплотненный город, где значимы призраки прошлого, исторические, литературные герои – то, что присутствует в своем посмертии. Они являются кумирами этого элизиума, царства теней. В Петербурге халифы на час появляются реже, по сравнению с другими городами. Завоевать историческую память чрезвычайно трудно. Зато, если это кому-то удается, можно сказать наверняка, что пожизненно».

«Сейчас кумир – это способ яркой идентификации и самоидентификации в силу того, что мир разбился на отдельные потоки визуальности, знаний, - продолжает Александр Секацкий. - Благодаря тому, что каждый может найти свой коридорчик в интернете, сверхкумиров стало гораздо меньше. И, соответственно, каждая страта, каждая тусовка может создать себе кумира, использовать его для самоидентификации. Кумиры стали не такими кумиристыми, как еще лет 15 назад, когда они были предметом идентификации для всего мира».

Лучано Спаллетти и Юрий Шевчук

Доктор философских наук Григорий Тульчинский так характеризует общество без кумиров: «Все расслоено, каждое сообщество окукливается и получаются мирки. В каждом мирке свой авторитет. Сложно представить, чтобы у молодежи появился свой кумир». Философ считает, что у других социальных групп появление кумира также невозможно. «Раньше общество было бедным и зависело целиком от ящика. Были общие кумиры, общие звезды. Сейчас люди самодостаточны и живут свои умом».

Историк Лев Лурье, напротив, считает, что кумир – это массовое явление. «Если два человека уважают Васю, и Вася их кумир, нас не должно интересовать это. Настоящие кумиры Петербурга – это тренер «Зенита» Лучано Спаллетти и композитор Юрий Шевчук. Функцию кумиров выполняют медийные персонажи. Известный, но не вполне медийный персонаж - это блогер Алексей Навальный. В нашем городе таких людей нет».

Кумир молодежи - дело интимное

«Слово «кумир» носит религиозный контекст, поэтому лучше всего говорить о тех, чьи позитивные качества признают молодые люди, - считает научный сотрудник Центра молодежных исследований «Высшей школы экономики» Эльвира Ариф. - Современная молодежь не монолитна, она делится на разные группы по таким основаниям, как финансовый уровень (их или их родителей), стиль жизни, культурные предпочтения, образование.

Эльвира Ариф считает, что если молодой человек слушает специфическую музыку, его кумир – музыкант этого направления. Если молодой человек увлекается компьютерными играми, это уже совершенно другие имена. Для тех, чей приоритет образование и учеба, - третьи имена. «Нужно принимать во внимание, что у каждого молодого человека есть своя пир-группа, состоящая из близких друзей, родных. И среди них тоже есть люди, которые вызывают уважение и позитивные эмоции».

Павел Дуров и Николай Бондарик

Из какой среды придет будущий кумир петербуржцев? Александр Секацкий считает, что он будет иметь отношение к традиционной культуре. «Имеется в виду психологическая образованность петербуржца, причастность к литературоцентризму», - поясняет философ. Молодой поэт Артем Суслов называет нескольких представителей творческой среды, которые, как он считает, могут стать кумирами будущего: «Помимо меня потенциал есть у «короля поэтов» Андрея Некрасова, поэтесс Марины Кацубы и Али Кудряшовой. Наверняка будут помнить лидера группы «Последние танки в Париже» Алексея Никонова».

«Из политиков кумиром может стать Николай Бондарик, - продолжает Артем Суслов, потому что в его одиозности есть признаки того, что он может чего-то добиться. Может, при этом его застрелят или посадят в тюрьму лет на 15».

Молодой бизнесмен Александр Меньшиков считает, что главный признак кумира в том, что он сделал себя сам. «Для меня номером один является Павел Дуров, он петербуржец, и добивался всего методично, а не просто ходил и говорил. Больше известных предпринимателей у нас нет. Люди из 90-х типа Александра Савельева и Михаила Мирилашвили не очень подходят для статуса кумира», - считает молодой предприниматель.

share
print