Истории

4 типа вандалов в Петербурге: что пишут и зачем ломают

В Петербурге опять порезвились вандалы: одному из коней Клодта на Аничковом мосту отломали кусок уздечки. Весит уздечка много, килограмма 3 – в скупке цветмета счастливый злоумышленник получит за нее не меньше 300 рублей, а сколько денег потратят реставраторы, пока неизвестно. Петербург никогда не жаловался на недостаток вандалов. «Мой район» решил, наконец, классифицировать вандалов Северной столицы, а некоторым даже дать слово.


Вандалы первого типа: современные художники

Вандализм в Уголовном кодексе определен строго: «осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах». Штраф - до 40 тысяч рублей. Благодаря  арт-группе «Война» вся Россия узнала, что 27-метровый член на Литейном мосту – никакой не вандализм, а мелкое хулиганство: мост не транспорт, а член - не скверна. Однако именно современных художников чаще всего записывают в вандалы. Инерция обывательского мышления: творят - значит, пакостят.

«Вандализм – это порча культурных объектов, а хрен на мосту и прочее – это современное искусство! – говорит  художник Леда Гарина (автор «распятой демократии» у Спаса-на-Крови и других акций) – Вот граффити на Зимнем дворце набить – это вандализм.  Хотя знаете… все зависит от того, оправдывают ли средства цель. Если я придумаю волшебную акцию, у которой будет миллион просмотров, я и кусочек решетки Летнего сада готова отломать. Но пока я ничего такого, к счастью, не придумала».

Тренд сезона – украшение памятников. С точки зрения УК РФ – не вандализм, но полицейским это объяснить сложно. На годовщину Революции неизвестные украсили 7 памятников Ленину плакатами «не скучайте, скоро буду». А в апреле в защиту «Пусси Райот» «заговорили» памятники  русским поэтам: Пушкин, Лермонтов, Ахматова и другие были облачены в вязаные балаклавы  на манер девушек из скандальной панк-группы.  

«Всякий памятник, даже памятник самому хорошему человеку, всегда связан с властью, - говорит Матвей, автор акции с поэтами.  – Власть решает, кого отливать в бронзе, а кого вырубать в граните. Облачив памятники в балаклавы, мы не совершили акт вандализма. Мы вернули памятники народу. Это реактуализация городского пространства». 

Но чаще всего художники экспериментируют с самыми обычными граффити и трафаретами. Например, в День Победы на Троицком мосту появился якобы  портрет Гитлера - на самом деле это был  Путин с челкой и характерным гитлеровским взглядом. Судя по всему, вождей скрестили не фашисты, а как раз наоборот.   

Вандалы второго типа: фашисты

Эти «милые» ребята даже по статье другой проходят. Не просто вандализм, а «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды». Тут штрафом не отделаешься, это 3 года исправительных работ. Впрочем, за последние несколько лет вандалов-фашистов ни разу не поймали.

В конце 2011 года неизвестные осквернили мемориальное кладбище «Дачное» - написали на солдатских могилах «Собакам собачья смерть» и разукрасили ограду свастиками. 

11 января 2012 года вандалы  разукрасили нацистской символикой мемориал погибшим защитникам Ленинграда на Смоленском кладбище.

9 февраля 2012 года люди схожих убеждений изрисовали Соловецкий камень -  монумент памяти жертв политических репрессий - кельтскими крестами и рунами.  

Впрочем, настолько наглые акции – редкость: как правило, фашисты работают по мелочам; например, постамент все того же многострадального коня Клодта не раз был расписан надписями «Anti ANTIFA»

Даже в своей среде вандалы-фашисты не пользуются уважением.  «Зачем зиги бросать, рисовать всюду свастики, зачем др..чить на Гитлера, если можно просто еб..шить хачей? – пишет пользователь Breivik88 на закрытом форуме неонацистов. -  Смысл не в том, чтобы почитать Гитлера и жалеть, что он проиграл войну. Надо  пробудить чувство патриотизма к Русской Нации, которую всякие хачи и евреи стремятся вырождать». Да, лучше уж свастика на стене, ей Богу.

Вандалы третьего типа: дураки

На фоне фашистов эти люди смотрятся выгодно, человечно. Глупость - это ведь очень по-человечески. Ну кем надо быть, чтобы вылить в фонтан на Московской площади ведро зеленой краски? Это произошло 13 июля, и пока ни имена  злоумышленников, ни их мотивы установить не удалось.

В июне неизвестные чистюли вымыли с мылом и шампунем фонтан «Мальчик с уткой» в Таврическом саду. Шампуня оказалось столько, что фонтан пришлось чинить. Впрочем, в 2008 году мальчика и вовсе сперли, причем вместе с уткой - радоваться надо, что в 2012 его только помыли.  

Бывает, у вандалов возникают любимые места, что-то вроде вандальских пастбищ.  Например, на много лет они облюбовали каменную ограду напротив храма Симона и Анны (Моховая улица). Неизвестные сдвигали чередующиеся элементы ограды - низкие круглые с длинными вытянутыми - так, что получались конструкции ярко выраженной фаллической формы. Весной 2012 года пришлось ту ограду и вовсе убрать. 

Вандалы четвертого типа: спекулянты

В 90-е это был самый распространенный тип вандализма. Сейчас специалистов по цветмету стало меньше: памятники лучше охраняются. Эти люди ценность памятника измеряют не в искусствоведческих восклицаниях, а в килограммах. Цены на бронзу в Петербурге колеблются в районе 100 рублей, медь стоит 200. Не исключено, что вандалы именно этой категории оторвали уздечку клодтовскому коню.  

«В пункте приема не спросят,откуда бронза, - говорит Василий, завсегдатай таких пунктов. - Ты им хоть решетку Летнего сада по кускам принеси. Конечно, зависит от места. В солидной конторе тебя завернут по какой-нибудь причине, а могут и ментам стукнуть. Но легко найти подвал, где примут что угодно и от кого угодно. Адресок скинуть?».

share
print