Истории

Деревья в Ленобласти, уцелевшие после страшного урагана, рубят ради коттеджей

В Приозерском районе, где 2 года назад пронесся страшный ураган, на месте образовавшихся лесных плешей появились симпатичные домики. Местные жители утверждают, что лесорубы под шумок вырубают хорошие деревья. В преддверии второй годовщины урагана «Мой район» выяснил, какие еще новые проблемы после старой стихии появились у жителей 47-го региона.

Про дороги

Ураган 30 июля 2010 года доставил немало горя автомобилистам. Упавшими деревьями было повреждено несколько десятков машин (это если не говорить о том, что погибли 9 человек). Но когда местные жители, дачники и просто грибники накопили на новые автомобили и отправились на них по старой памяти в Приозерский район, выяснилось, что привычных дорог там уже нет.

«Новожиловская и Юркина дороги по-прежнему значатся на картах «Яндекса» как автомобильные трассы, а сервис «Яндекс-Пробки» нередко предлагает их в качестве альтернативы для объезда, - рассказал Валерий Федотов, имеющий дачу в Сосново. - Однако обе частично завалены вековыми елками. Высота завалов - до 5 м, а протяжённость - многие десятки метров. Ждать доброго волшебника с бензопилой не приходится, так как заинтересованной стороны не находится; хуже того - у многих, причастных к этой местности, интерес к восстановлению дорог чисто отрицательный».

Действительно, после приведения дорог в порядок в леса снова потянулись бы несознательные горожане, которые увозят из них, из лесов, грибы и краснокнижные цветочки, а оставляют мусор и старые покрышки. Местная администрация откровенно заявила: мы бы убирали в лесах и даже ставили бы контейнеры на пляжах, но почему это должно осуществляться за счет бюджета Приозерска, если мусорят граждане другого субъекта РФ – Санкт-Петербурга?! И в доказательство предъявляют фотографии машин у пляжей: в основном, 78-й регион.

«Буду не жаловаться на бездействие руководства ДРСУ Приозерского района, а просто кричать «Караул!». Как можно было отдать дорогу общего пользования регионального значения в качестве перевалочной базы для вывоза древесины? – такие жалобы пишут жители поселка Новожилово в районную администрацию. - Дорога и раньше была в ужасном состоянии, теперь и вовсе не проехать. Граждане, где ваша совесть??? Может, нам скинуться, кто сколько может, чтобы помочь вам отремонтировать эту дорогу? Или Медведева с Путиным пригласить перед «Игорой» прокатиться по нашим ухабам?».

«Куда делась дорога Пески - Замостье - Снегиревка – Сосново? – вопрошает житель другого поселка. - После лесовозов - это уже направление, а не дорога…».

Про деревья

В 2006 году ураган, похожий на своего «собрата» 2-летней давности, пронесся по Выборгскому району: тогда пострадали поселки Ильичево и Первомайское. Лесные завалы на дорогах разобрали за несколько недель. Неплохой профит обрели финские лесорубы: по словам очевидцев, на 10 финских лесовозов, аврально вывозивших из леса порушенные вековые сосны, приходилось максимум 2 российских.

В 2010 году финнов в Сосново почему-то не пустили. Результат очевиден: леса и сегодня, 2 года спустя, представляют собой бурелом, куда невозможно ходить за грибами.

«Я видел штабеля ценнейших корабельных стволов, гниющие на обочинах дорог, - говорит Валерий Федотов. – А ведь 2 года уже прошло. Но никого это не волнует. Важнее расчистить лакомые участки. От Сосново на запад идет шоссе на Первомайское. Южнее него, до перекрестка с Приозерским шоссе, еще 2 года назад был лес. Ураган его почти не задел, хотя и повалил несколько деревьев. Сейчас этот угол полностью вырубили - около 30 га».

«С месяц назад там появились домики. Все одинаковые, и появились одновременно, из чего можно сделать вывод, что хозяин один. Второй участок продолжает его почти сразу за Приозерским шоссе, на крутом берегу ручья Быковец. Там сплошная вырубка более 250 га. Это очень выгодное место, оно близко и к станции, и к курорту «Игора», который любит посещать Путин. А недавно я засек еще один участок вырубки - вокруг богатых радоном Офицерских озер в урочище Алиски, куда ураган вовсе не заходил», - добавляет дачник.

Итак, лес, поваленный ураганом, не расчищают, а вырубают. И такие жалобы стекаются отовсюду. Поселок Турышево, деревня Иваново, Пески, Сосново. Недоумение жителей понять можно. Не все знают, что 90% земель Лесфонда, в том числе в Ленинградской области, ныне сданы в аренду на 49 лет. Сделано это для того, чтобы у земель якобы появился более заботливый хозяин, чем государство. Арендатор имеет право получить порубочный билет и вырубить гектар-другой, но тут же обязан засадить вырубку свежими саженцами. Понятно, что в полноценный лес они за 50 лет вырасти не успеют. И стараться ради следующего поколения арендаторов не хочется. Но на некоторых вырубках и впрямь можно встретить свежие посадки. К таким арендаторам у местных жителей претензий нет.

В то же время чудесные сосны складируются у дорог и не вывозятся. А лес продолжают вырубать. Получается, что не ради древесины, а ради пустого пространства? Заверениям местных властей о том, что лесные штабели просто ждут удобного времени для вывоза, местные жители не верят.

Про дома

Все-таки девелоперам здорово подфартило с этим ураганом. Чтобы выхлопотать под застройку хотя бы один гектар, одних взяток мало, нужны еще и связи. И все равно строить позволят в лучшем случае на муниципальных землях. А тут сами собой освободились земли лесного фонда.  

Пресс-секретарь Комитета по природным ресурсам Ленобласти Никита Павлович говорит, что строительство на этих землях, в какую бы пустыню они ни превратились, - нонсенс. Такие дома невозможно зарегистрировать и продать. Передать лесфонд, то есть федеральную собственность, на руки муниципалам возможно только после личного распоряжения премьер-министра Дмитрия Медведева.

- Но дома строятся? Там, где были леса. Или жителям померещилось?

- Строятся. Но вырубка – это одно, а дома – другое. Они все строятся на сваях, а не на фундаменте. И это не индивидуальное жилищное строительство, то есть частные коттеджи, а дачи и базы отдыха. Их можно строить и на землях лесного фонда. Все жалуются, что в России невозможно снять коттедж у озера, и приходится ездить в Финляндию. Вот и будут вам коттеджи.

- То есть их наметили строить еще до урагана?

- Скорее всего, да. А возводить полноценные жилые коттеджи там, где нет водопровода, магазинов, канализации, чтобы люди жили там индивидуально, своим умом – просто бессмысленно. Так что вырубки не при чем. Наоборот, при строительстве коттеджей выгодно, чтобы вокруг были деревья.

То же подтвердили «Моему району» в одной из строительных компаний, которая занимается возведением дачного поселка. Строить коттеджи на арендованной земле – глупость. А вот дачи-времянки – можно. И все-таки почему так безжалостно рубят лес, который и так пострадал?

Справка

Площадь леса, пострадавшая от урагана 30 июля 2010 года, составила 30,9 тысяч га. Представьте себе квадрат площадью 17 на 17 км. Через год, летом 2011-го, она превысила 51,4 тысяч га. Но, утверждают в администрации, в этом нет никакого парадокса. Одни деревья упали, другие «ослабли». Если дерево устояло, но свидетели показали, что во время урагана оно сгибалось на 90 градусов – значит, его лучше срубить, чем позволить ему упасть кому-то на голову в день, когда не будет никакого урагана, а будет просто сильный ветер. Поваленные, то есть не живые уже деревья – это хорошая питательная среда для короедов и прочих паразитов, а они могут перебраться и на здоровое дерево. Вывод – вокруг каждого поваленного деревца требуется вырубить все деревья, показавшиеся леснику хоть чуть-чуть ослабленными.

В этом году КПР пообещал надавить на арендаторов, которые не спешат с расчисткой завалов. И тем, кто будет волынить, грозит расторжение договора. Так что если кому-то из жителей не нравится, что их лес до сих пор похож на полосу препятствий, можно пожаловаться в Комитет. Только местонахождение участка нужно сообщить как можно точнее.

share
print