Культура

Рецензия: «Красные огни» - грустный триллер об американском Кашпировском

19 июля 2012 12:00 Евгений Бабушкин
версия для печати
Рецензия: «Красные огни» - грустный триллер об американском Кашпировском Фото: Кадр из фильма "Красные огни"
В российский прокат вышел фильм «Красные огни» - испано-американский триллер с Робертом де Ниро и Сигурни Уивер на подтанцовке. Хорошо, что его все-таки показали в России — стране, где взрослые люди заряжают воду от телевизора, литрами пьют мочу и вставляют лечебные огурцы себе в задницу. Это фильм о колдунах и экстрасенсах, где главные действующие лица — их разоблачители.

Начало обманчиво банально: старый дом... скрипучая лестница... вертящийся стол... Черт возьми, неужели очередная поделка по мотивам  сериала «Полтергейст»? Но режиссер Родриго Кортес сразу переворачивает жанр с ног на голову. Главные герои  — сотрудники Института паранормальных явлений, который за время своего существования не нашел ничего паранормального.

Доктор Маргарет Мэтисон (Сигурни Уивер)  разоблачает колдунов по личным причинам: 30 лет назад на очередном сеансе массового психоза ее сын потерял сознание и навсегда стал овощем. Мотивы ее молодого ассистента Тома Бакли (Киллиан Мерфи) не так очевидны — какая-то затаенная тоска, неясное томление, смутная тревога... эмоциональные состояния, типичные для завязки хорошего триллера.

- Просто мы поняли, что все объяснимо.

- Неужели за все это время ты не нашел ничего интересного? 

- Разве что научился некоторым фокусам.

Фокусы позволяют доктору Бакли затащить  в постель юную собеседницу — в исполнении блеклой Эмили Олсен — но не делают его счастливей. Секрет в том, что герои Сигурни Уивер и Киллиана Мерфи не борются со сверхъестественным, а тоскуют по нему: очень грустно жить в объясненном мире. Увы, один за другим американские Кашпировские и Чумаки оказываются шарлатанами.

Но на сцену выходит - возвращается после 30-летнего перерыва - легендарный слепой экстрасенс Саймон Силвер (Роберт де Ниро). Гнет ложки мозгом, лечит без скальпеля, читает мысли и вообще -  летает. Мелодраматичный сценарный ход, который уродует весь фильм: оказывается, именно по вине Силвера  с сыном доктора Мэтисон случилась беда.

Неужели этот колдун - настоящий?  Тут-то Кортес и начинает нагнетать тревогу. Приемы классические: что-то шумит и потрескивает, кто-то смотрит тебе в затылок, кто-то вот-вот появится из-за угла... Но режиссер использует арсенал ужастиков сдержанно, он выжимает хоррор до суховатого, рационалистичного триллера. Акцент смещен с привычно пугающих движений камеры на игру Киллиана Мерфи. Лицо - расколотая маска, искаженные пропорции, кривая походка и взгляд безумца. Ему бы сумасшедших злодеев играть (он и сыграл — доктор Пугало в «Бэтмене»). В  «Красных огнях» его страх и тревога клинически убедительны, а мотивы неоднозначны: доктор Бакли и жаждет разоблачить обманщика, и по-детски боится, что чудо фальшивое.

Сам экстрасенс не дает повода для сомнений: он техничен, демоничен и мрачно-очарователен. Роберт де Ниро лишь раз снимает очки слепца, он играет без глаз - задача исключительно трудная - и играет безупречно.  

Сквозной символ фильма - монета. Атрибут фокусника, она же - пропуск в потустороннее, она же - пробный камень: мнимый слепец обманывает самых просвещенных ученых, но прокалывается, поймав брошенный в него четвертак.  А еще монета - символ двойственности: Кортес не раскрывает всех трюков и оставляет зрителя во власти иррациональной неуверенности в происходящем.  Ну хорошо,  жулик этот колдун, жулик и шоумен...  а вдруг и правда что-то было?

Последние 15 лет хоррор  - и шире, вся индустрия фильмов о сверхъестественном - переживает кризис. Глупые римейки и перезапуски,  фильмы по играм, а то и просто пародийные ужастики: современного зрителя трудно пугать всерьез. Испанский режиссер Родриго Кортес доказал, что не все потеряно. Его предыдущий фильм «Погребенный заживо» стал малобюджетной бомбой - действие происходило в гробу, полтора часа в кадре работал единственный актер, остальные оставались призрачными голосами в телефонной трубке.  «Красные огни» - фильм не настолько оригинальный, его портит слабый сценарий, полный нестыковок, и скучная массовка. И все же это  нечто большее, чем триллер о томлении человеческого духа. Это - надежда на возрождение жанра. 

Красные огни (Red Lights)

Автор сценария и режиссер: Родриго Кортес

Оператор: Ксави Хименес

В ролях: Сигурни Уивер, Роберт де Ниро, Киллиан Мерфи и др.

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 8 из 10

РЕЖИССУРА: 7 из 10

СЦЕНАРИЙ: 4 из 10

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ: Киллиан Мерфи в главной роли

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 212

Все опросы…