Истории

Новая криминальная зона Петербурга: стоянки при гипермаркетах

Петербургский криминальный элемент осваивает новые площадки для грабежей и мошенничества. Ими стали парковки при супермаркетах. Казалось бы, там опасно появляться, потому что все пространство пронизано видеокамерами. Но полиция не может быстро снять записи или разглядеть злодеев. Злодеи, в свою очередь, пользуются тем, что их «клиенты», все поголовно автомобилисты - люди занятые и с деньгами.

Самое распространенное и самое тяжкое «стояночное» преступление – это угон. Ежедневно в городе угоняют 20-30 автомобилей, и примерно 5-я часть приходится на стоянки при гипермаркетах. На втором месте – кражи из автомобилей. Тут статистики нет, но обычно это случается по одному разу за день на каждой стоянке. На третьем месте – попрошайничество. На четвертом – попрошайничество с призывом купить краденое.

К автору материала по дороге в магазин «Перекресток» как-то раз подскочила средних лет тетка и предложила купить банку «Нескафе» за 100 рублей. «Из Финляндии», - сообщила «торгашка». «А почему написано Gold, а не Кulta?» - поинтересовалась я. Тетка пожала плечами и навязывать свой товар не стала. В магазине такой же кофе стоил 240 рублей. Наверное, именно оттуда он к ней и попал.

А в гипермаркете «Лента» сотрудники охранного предприятия рассказывают про воров, которые сбывали похищенную мелочевку – шоколад и кофе – в расположенные поблизости ларьки.

- Потом ларьки убрали, то есть поменяли на газетные. Число краж не сократилось, но мы подозреваем, что большую часть товара все равно воруют сотрудники. Для нас настоящая беда – это воровство дорогостоящей техники, - заявили работники ЧОПа. – Если на парковке вам предложат купить дрель, шуруповерт, насос, знайте: это продукция краденая. Одному нашему сотруднику удалось поймать такого продавца с поличным, и тот даже вернул дрель в магазин, хотя рисковал, конечно, здорово. Ну ладно, продавец по лицу был явный наркоман. А если бы он оказался наркоманом со связями и нажаловался в полицию? Вот поэтому мы попрошаек со стоянки и не гоняем: сейчас от них проблем нет, а если поприжать, то начнутся. И потом, стоянка – это не наша территория.

Олег, которого недавно ограбили на парковке у «Карусели», жалуется на ту же экстерриториальность.

- В машине разбили заднее правое стекло и забрали кофр с фотоаппаратом. Сам виноват: надо было в багажник положить. Многие мои коллеги попадали в такую ситуацию и все говорили одну и ту же фразу: денег не жаль, а жаль отснятого материала. Или: я все фильтры и объективы так тщательно подбирал, что готов выкупить свой набор за любые деньги. В общем, я готов сторговаться с вором, надо его только найти. И у меня была та же история, а вор уехал с парковки на сильно затонированной «десятке», я его видел. Сам я тонировку снял с машины месяц назад, и никак не привыкну, что у меня теперь видно все, что делается на задних сидениях. И сумки тоже видны.

- В общем, отыскал в магазине мониторную, спросил, не срисовали ли они номер вора, - продолжает свой рассказ Олег. - Там ответили, что ответы дадут только сотруднику полиции. Пошел в полицию. Там полицейский сказал, что у меня 2 варианта: или я мигом получаю справку для страховой: стекло-то восстанавливать надо, и больше его не беспокою, или я пишу заявление о краже, они смотрят записи, но ничего мне не обещают, а справку я получу через 2 месяца, когда следствие будет закончено. Я предложил 3-й вариант: справка сейчас, заявления не будет, а инспектор просто смотрит записи и устанавливает адрес вора. Тот долго ржал и сказал, что воры все равно ездят на чужих номерах и чаще всего – не питерских. А если удастся его поймать, то лучше будет записать «палку» за раскрытое преступление, чем вести переговоры о возврате техники. Тогда я написал письмо в торговый дом X5 RetailGroup и пригрозил подать на них в суд. В конце концов, должен же кто-то отвечать за порядок на парковке. Мне ответили: парковка принадлежит городу. А то, что наши сотрудники в фирменных жилетках помогают на ней отыскать место – их добрая воля. К охране эти люди отношения не имеют.

Сезонный тренд – машины с болгарскими, румынскими и македонскими номерами, чьи обладатели предлагают на парковке купить у них какой-нибудь товар. В этом году это были кастрюли, якобы от «Цептера», но дешевле. Или набор столовых приборов. В прошлом – псевдозолотые вещи. В принципе, ничего нового: раньше торгаши ходили со всем этим набором по квартирам.

Опасность в том, что в квартире смотр вещей – если до него дойдет дело – все равно обычно происходит на пороге, и дальше торгового агента просто не пускают. А на парковке автовладелец не видит, что делается у него за спиной. Вокруг все бегают кричат, паркуются – отвлекают внимание. Даже если торгаш не связан с ворами, он им невольно помогает. Но обычно вор все же действует в паре с сообщником.

«На парковке одного из гипермаркетов загружаю пакеты в машину, - рассказал участник ЖЖ-сообщества spb-auto. - И тут откуда ни возьмись появляется ханурик с предложением купить видеокамеру. Вежливо намекаю ему, что ворованные вещи не покупаю, а ему не советую воровать, ибо это может плохо кончиться, после чего подробно объясняю, в каком направлении и с какой скоростью ему двигаться. Не знаю, правильно ли он понял дорогу, но пошел быстро. Но не далеко — через пару-тройку машин герою-путешественнику попался парень, лениво курящий у своей машины. Тот с увлечением начал рассматривать камеру, крутить, вертеть, примериваться. Потом полез в карман за кошельком. А в это время такой же хануристый друг продавца вынул из его машины навигатор. Первой реакцией было крикнуть, остановить... Но потом — один покупает явно краденное, другой у него ворует, чтобы продать кому-то еще... Самодостаточные, естественные, гармоничные отношения…».

«То, что наши стоянки стали небезопасны – это отчасти результат относительной безопасности в подъездах, - резюмирует юрист Игорь Севастьянов. – Теперь туда так просто не попасть. За то, что краденое стали продавать на парковках, можно поблагодарить также и облагороженный 5 лет назад рынок  «Юнона». Напомним, раньше половина рынка представляла собой ларьки, где отдельно продавались магнитолы и панели - основная ценная вещь, которую можно было украсть из автомобиля. Теперь же их можно купить только на развалах, куда обычный автомобилист побрезгует заходить. Вот тогда-то криминальные элементы и стали обживать новые территории - в частности, стоянки у гипермаркетов.

share
print