Город

Почему в метро Петербурга вагоны старые и машинисты странные

25 июля 2012 10:46 Юлия Галкина
версия для печати
Часто в сводках новостей читаем: в петербургской подземке произошел технический сбой – поезда ходят с опозданием. Или в блогах очевидцы сообщают: в подземке состав промчался мимо станции без остановки / машинист открыл двери вагона к стене, а не на платформу. И так далее. Некоторые горожане уже боятся ездить в метро. «Мой район» искал ответ на вопрос: почему так происходит и есть ли выход.
Почему в метро Петербурга вагоны старые и машинисты странные Фото: flickr.com

«Срыв скобы под кабиной, вылет в тоннель, резкое торможение»

Странный случай в петербургском метро произошел 23 июля. Никто бы и не узнал, наверное. Но есть блоги. Происшествие в своем ЖЖ описал горожанин Павел Семенов: по совпадению, он является деятельным представителем клуба «ВелоПитер» - но подземкой тоже пользуется. В понедельник Павел возвращался с супругой и ребенком из центра домой.

«Сели в 15:35 на ст. «Невский проспект» в подошедший состав в сторону «Парнаса». А в 15:39 я увидел проносящуюся за окном станцию «Горьковская». В очередной раз обрадовался своей реакции, т.к. успел прижать жену и ребёнка к сиденью до того, как началось торможение. Потом - срыв скобы под кабиной (аварийный тормоз для таких случаев), вылет в тоннель, резкое торможение. И голос машиниста: «По техническим причинам состав проследует мимо станции «Горьковская» без остановки». У меня такой голос бывает, если меня резко разбудить. Нифига не уверенный, - пишет Семенов. - Приехали на «Петроградскую», опять что-то по громкой связи в стиле «Извините за технические неполадки». Поехали дальше. Пару раз в тоннеле резко снижали скорость, видимо, добрали идущий впереди состав. Попахивало палёными колодками».

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Метро «Невский проспект»»
  • Фоторепортаж: «Метро «Невский проспект»»
  • Фоторепортаж: «Метро «Невский проспект»»
  • Фоторепортаж: «Метро «Невский проспект»»
  • Фоторепортаж: «Метро «Невский проспект»»
  • Фоторепортаж: «Метро «Невский проспект»»
  • Фоторепортаж: «Метро «Невский проспект»»
  • Фоторепортаж: «Метро «Невский проспект»»
  • Фоторепортаж: «Метро «Невский проспект»»
  • Фоторепортаж: «Метро «Невский проспект»»
  • Фоторепортаж: «Метро «Невский проспект»»
  • Фоторепортаж: «Метро «Невский проспект»»
  • Фоторепортаж: «Метро «Невский проспект»»
  • Фоторепортаж: «Метро «Невский проспект»»
  • Фоторепортаж: «Метро «Невский проспект»»

Получается, состав, в котором оказался блогер, по недоразумению промчался мимо станции. Сам Семенов теперь размышляет: а вдруг бы его поезд ненароком «догнал» состав, движущийся впереди? «По теории - не могли, «ванька-встанька» для срыва аварийной скобы под кабиной стоит на каждом семафоре, и мы бы просто не пролетели на «красный». Но вдруг...».

Это не первая подобная история, засветившаяся в СМИ и в блогах. В феврале читательница «МР» Марина рассказывала о не менее выдающемся приключении в подземке. Пользователи метрополитена знают и о других ежедневных казусах, которые объясняются так называемым «человеческим фактором».

«Бывает, что машинисты открывают двери не с той стороны. Я уже 2 раза с этим сталкивалась. Обычно это происходит в районе «Техноложки», где выход с противоположной стороны, - рассказывает петербурженка Ольга. – Например, как-то в 11 вечера подъезжает поезд, и на «Техноложке» открывает двери в стену! К счастью, народу было мало, но все офигели, стали кнопку связи с машинистом нажимать. Только через минуту он закрыл те двери и открыл нужные. Я в шоке: двери, открывающиеся в стену, - воплощение моих детских кошмаров».

Еще более скандальный пример приводит на форуме все того же «ВелоПитера» пользователь Roman Bathkovich: «Я был свидетелем распития двумя машинистами в кабине спиртного (пиво). А еще удивлялся, что это поезд дергается, как эпилептик в припадке… Специально заглянул в кабину, чтобы посмотреть на машиниста, а там такое». Неизвестно, впрочем, правда ли это.

Из более мелких «проступков»: машинисты, бывает, путают названия станций метро (когда объявления идут не в записи, а «живым» голосом). «Станции «Балтийская» нет в записи, объявляют в микрофон - и постоянно вместо «Следующая станция «Нарвская» говорят «Технологический институт» и наоборот. То же самое происходит на «Чернышевской»: вместо «Восстания» объявляют «Площадь Ленина», - рассказывает про проблемы на «красной ветке» петербурженка Ольга.

Машинист – не машина: устал, перепутал

«Насколько велик риск в питерском метро (увешанном рекламой, беспрестанно поднимающим цены на проезд, крышующем карманников и торгашей неликвидом) влететь на полном ходу в зад впереди идущего состава из-за того, что машинист устал и за такую маленькую з\п пашет на 2-х работах и не высыпается?», - задается вопросом Павел Семенов.

На самом деле, зарплаты у машинистов электропоезда не такие уж и маленькие: на сайте «Зарплат.Инфо» опубликован средний ежемесячный доход – 45 тысяч рублей (под этой информацией, правда, стоит комментарий некоего интернет-пользователя: «проще застрелиться:(»). В пресс-службе ГУП «Метрополитен Санкт-Петербурга» цифру подтвердили: «Новых сотрудников на вакансии машиниста мы принимаем. Но у нас строгий отбор. Главный критерий – здоровье. Но люди постоянно требуются».

«Наверное, можно говорить об общем падении уровня подготовки специалистов: не только в метро, но вообще в стране. В метрополитен люди хотят идти (работа считается престижной за счет графика и отпусков), и там есть отбор – но требования понизились», - говорит руководитель движения «Петербуржцы – за общественный транспорт» Владимир Федоров.

«Да зарплаты-то у машинистов приличные. А почему никто не обращает внимание на то, что техника в метро пришла в износ?», - делится своим видением проблемы сотрудница информационной службы метрополитена.

60% техники на грани фантастики

В тот же день, 23 июля, когда состав с Павлом Семеновым на борту промчался мимо станции «Горьковская», на другой («зеленой») ветке петербургской подземки произошла еще одна неприятность: на короткий промежуток времени перегон «Приморская»-«Василеостровская» оказался парализован из-за некоей «технической неисправности» в тоннеле – поезда в «час пик» ходили раз в 10 минут, на станциях скопилась толпа.

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Метро "Приморская"»
  • Фоторепортаж: «Метро "Приморская"»
  • Фоторепортаж: «Метро "Приморская"»
  • Фоторепортаж: «Метро "Приморская"»
  • Фоторепортаж: «Метро "Приморская"»
  • Фоторепортаж: «Метро "Приморская"»
  • Фоторепортаж: «Метро "Приморская"»
  • Фоторепортаж: «Метро "Приморская"»
  • Фоторепортаж: «Метро "Приморская"»

Сообщения же о поломках составов в метро и вовсе появляются более-менее регулярно. А 9 апреля новости о сбоях публиковались на лентах информагентств аж дважды: сначала поезд сломался на «синей» ветке, потом – на «красной». Самая же вопиющая история произошла 10 февраля: по перегону «Петроградская»-«Черная Речка» несся неуправляемый («бешеный» - окрестили его в СМИ) поезд, у которого отказали тормоза - все станции «синей» ветки пришлось закрыть на срок от 15 до 46 минут.

В пресс-службе метрополитена, впрочем, уверяют, что технических сбоев в работе подземки – не больше, чем раньше. Обо всех происшествиях петербуржцам известно: «В метро невозможно ничего утаить. Это же часть города. Вот если сломается троллейбус – об этом узнают люди только в одном районе, в метро все иначе».

По официальным данным, изношенность составов петербургской подземки – 60%. В этом году по итогам мартовского конкурса закупаются 24 вагона. До 2015 года – еще 78.

Свет в конце тоннеля

«Метрополитен – монополист, что хочет, то и воротит», - привычно жалуются петербуржцы. Возможно, именно этим можно объяснить многие проблемы подземки. Вагоны старые? Какие есть – на таких и поедете: альтернатива – покупать машину и стоять в пробке. Машинисты эээ… странные? Зато не гастарбайтеры. Государственное унитарное предприятие «Метрополитен Санкт-Петербурга», осуществляющее эксплуатацию подземки, - властелин «нижнего мира»: автономный от чаяний народа, а то и городской власти.

И что делать прикажете? Если «раскулачить» ГУП – создать, например, государственно-частное партнерство, которое и будет оперировать подземкой – бизнес не преминет настоять на повышении стоимости проезда, а в случае чего сократит объемы работы в соответствии с законами рынка (окупается-не окупается), - размышляет эксперт Владимир Федоров. И тогда жетон будет стоить 50 рублей, а поезда ходить с интервалом раз в 10 минут.

Может, создать независимую контролирующую организацию, которая бы, как Цербер, блюла каждый шаг ГУПовского начальства? «Можно и инопланетян пригласить контролировать, которые не будут воровать. Можно 5 комиссий независимых создать. Но без денег даже инопланетяне не справятся», - говорит Федоров, указывая на то, что Смольный долгие годы экономил на подземке, предпочитая вкладываться в более важные проекты (типа стадиона-долгостроя на Крестовском острове).

Опыт других стран

Метрополитен Лондона: управляющая компания - Лондонский транспортный комитет, отчитывается перед Министерством транспорта Великобритании.

Метрополитен Барселоны: управляется двумя государственными компаниями – TMB и FGC (ведают не только метро, но всей транспортной системой столицы Каталонии).

Метрополитен Хельсинки: управляется Городским транспортным предприятием Хельсинки – это муниципальная структура, которая оперирует также трамваями и паромами.

Метрополитен Нью-Йорка: управляющая компания – NYCTA (входит в состав организации Metropolitan Transportation Authority), с полвека назад прямой муниципальный контроль был с нее снят.

Метрополитен Парижа: управляющая компания - региональное автономное транспортное предприятия Парижа (RAMT).

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 843

Все опросы…