Политика

Властные решения в Петербурге принимаются кулуарно

2 августа 2012 11:10 Андрей Сошников
версия для печати
Большинство жизненно важных решений в Петербурге принимаются кулуарно, потому что чиновникам это выгодно. Пока от молчаливости cмольнинского аппарата страдают рядовые граждане, но чиновникам пора понять, что своим стилем руководства они рубят сук, на котором сидят.
Властные решения в Петербурге принимаются кулуарно

Власть не считает нужным объяснять мотивы и ставить в известность о своих действиях – этим возмущен депутат Законодательного собрания Максим Резник. Депутат требует, чтобы губернатор Георгий Полтавченко советовался с обществом при назначении должностных лиц. По его словам, экс-глава Комитета по культуре Дмитрий Месхиев был «навязан петербургской культуре» без предварительного обсуждения кандидатур, в результате чего поспособствовал «углублению кризиса в жизненно важной сфере».

Также Максим Резник требует объяснить причины, по которым единственный государственный городской телеканал «Санкт-Петербург» возглавил советник губернатора Сергей Боярский. «Именно депутаты представляют интересы горожан – и в частности, должны следить за эффективностью использования средств налогоплательщиков, из которых финансируется и деятельность телеканала», – заключил депутат в обращении, отправленном на имя губернатора в среду, 1 августа.

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Дмитрий Месхиев»
  • Фоторепортаж: «Дмитрий Месхиев»
  • Фоторепортаж: «Дмитрий Месхиев»
  • Фоторепортаж: «Дмитрий Месхиев»
  • Фоторепортаж: «Дмитрий Месхиев»

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Сергей Боярский»
  • Фоторепортаж: «Сергей Боярский»
  • Фоторепортаж: «Сергей Боярский»
  • Фоторепортаж: «Сергей Боярский»
  • Фоторепортаж: «Сергей Боярский»


Опрошенные «Моим районом» политологи считают, что кулуарность в действиях власти чаще всего является признаком кумовства и коррупции. Другой причиной является непубличный стиль губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, не даром Владимир Путин на молодежном форуме «Селигер» назвал своего старого знакомого «хитрованом». Оппозицию не ставят в известность о кадровых решениях, потому что это может нанести репутационный ущерб власти, но как от этого могут пострадать петербургские налогоплательщики и избиратели? 
 
«В публичной политике нужно использовать все возможности объяснять людям (а не только депутатам), что вы делаете, – говорит политолог, президент фонда «Республика» Сергей Цыпляев. – Сам принцип публичной политики говорит: максимум разъяснений, максимум открытости, особенно, когда решение уже принято. Когда решения принимаются кулуарно, люди перестают понимать власть и доверять ей. Значит, перестают ее поддерживать. В конечном счете, власть и общество перестают взаимодействовать и становятся неэффективными. Инициативы, которые проводятся в жизнь, без четкой поддержки просто проваливаются. Дополнительный момент: публичность и предварительное обсуждение застраховывают от ошибок, гарантируют качество решений и назначений».

Политолог Алексей Мухин видит проблему в другом: «Если воспринимать власть не как нечто абстрактное, что ограничивает права и свободы людей, а принимать игнорирование интересов населения близко к сердцу, безусловно, это большая проблема, которая периодически выливается в демонстрации и иные формы протеста. Телеканал «Санкт-Петербург» –  это открытое акционерное общество, принадлежащее государству. Должна работать согласительная комиссия. Нарушен механизм доведения до населения инициатив властей. Чиновники не выстраивают эту связь по двум причинам: из лени (простое человеческое качество, которое никому не чуждо) и по коррупционным обстоятельствам (заведомое игнорирование интересов населения, исходя из личной выгоды). Господин Полтавченко плотно сидит в социальных сетях, и контакт с ним есть. Также можно выйти на демонстрацию (во Франции все проблемы решаются забастовками), подать в суд, но мне кажется, достаточно пары хороших публикаций в СМИ, подкрепленных видеосюжетом».

Вообще не видит проблему в кулуарности власти политолог Сергей Черняховский: «Некоторые сугубо профессиональные вопросы бесполезно и даже вредно решать публично – начинают действовать политические симпатии и антипатии, эмоциональная составляющая. Если некий человек принимает решение за взятку, с точки зрения публичной политики, это недопустимо, но для управленческой деятельности ровным счетом ничего не значит. Это может быть хорошее и плохое решение. Публичное решение может наталкиваться на публичную спекуляцию. Например, когда восстанавливали муляж храма Христа Спасителя в Москве, никто не интересовался мнением общества, но в условиях антисоветской истерии, поддержка была обеспечена. Точно так же в 20-е годы можно было обеспечить поддержку противоположного решения».

«Существенны другие моменты – ради чего чиновник работает. Чиновник, который подобно Меньшикову и Потемкину радеет за величие отечества, а заодно ворует миллионы (лучше бы не воровал), приносит гораздо меньше вреда, чем тот, кто постоянно ждет увольнения. Чиновник-временщик обречен заботиться только о своем благосостоянии. Он не знает, каковы цели и приоритеты государственной политики, по каким критериям его будут оценивать. Допустим, для строителя коммунизма цель – положить как можно больше кирпичиков в здание коммунизма. Для конъюнктурщика нет ни цели, ни критериев», – отметил Сергей Черняховский. 

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Максим Резник»
  • Фоторепортаж: «Максим Резник»
  • Фоторепортаж: «Максим Резник»
  • Фоторепортаж: «Максим Резник»
  • Фоторепортаж: «Максим Резник»
  • Фоторепортаж: «Максим Резник»


«Самые темные вещи делаются в темноте, – объясняет депутат Законодательного собрания Максим Резник. – Чем больше света проливается, тем больше шансов отследить и не допустить негативных вещей. Понятно, что петербуржцы не могут собраться в одном месте и потребовать прекращения этой практики. Я как представитель той части петербуржцев, которая разделяет мою точку зрения, требую публичности. Я подготовил законопроект о парламентском контроле, который осенью рассмотрит Законодательное собрание с подачи «Яблока» и «Справедливой России». Есть 3 простые вещи, которых боится коррупционер. Он боится контроля – вводится парламентский контроль. Неизбежности наказания – вводится независимая судебная система. Огласки – средства массовой информации. Эти 3 вещи называются демократией, больше ничего не надо».

Другой формой контроля за кадровыми решениями властей может стать конкурс при назначении чиновников ниже правительственного уровня. Дмитрий Медведев обещал внедрить систему с лета 2012 года – экспериментально, в нескольких регионах. Кадры будут подбираться публично, по известным заранее критериям, из нескольких кандидатов. Наш город в число экспериментальных регионов не входит, а учитывая вековые традиции интриганства и кулуарности в кабинетах петербургской власти, вряд ли скоро войдет.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 893

Все опросы…