Общество

Пешеходы vs автомобилисты: почему мы враждуем

10 августа 2012 11:15 Нина Астафьева
версия для печати
За последний месяц в Петербурге произошли 2 серьезные разборки между водителями и пешеходами. В среднем, за тот же статистический месяц в городе погибают 12 пешеходов, а получают ранения – в 10 раз больше. «Мой район» попросил автомобилистов и пешеходов озвучить претензии друг к другу.
Пешеходы vs автомобилисты: почему мы враждуем Фото: flickr.com/Дмитрий Кутиль

Не так давно в Петербурге молодую женщину-водителя избили у заправки «Шелл» на проспекте Культуры: сначала ударили по машине, выезжающей с территории АЗС, а потом, когда хозяйка выскочила из салона, и ее тоже. До этого, в июле, на Железноводской улице пешеход повздорил с водителем машины «ситроен» и помял ей бампер. 

В Петербурге вот-вот начнутся кампании пропаганды типа «Зебра» или «Безопасное колесо»: социальную рекламу в метро транслируют уже сейчас, а перед 1 сентября развернут вовсю. Самое время выяснить: только ли у пешеходов претензии к водителям или водителям тоже есть на что пожаловаться.

По статистике от ГИБДД, каждый месяц в Петербурге происходит 500-600 аварий с пострадавшими, то есть по 18 в день. В этом году их зафиксировано на 16% больше, чем в прошлом. За 5 месяцев этого года погиб 171 человек, пострадали 3494, причем число погибших возросло почти на 45%. 80% аварий происходит по вине водителей, остальные – из-за плохого состояния дорог и невнимательности пешеходов. 532 аварии из почти 3 тысяч (18%) – это ДТП с участием пешеходов: в среднем, в каждом районе (исключая пригородные) за месяц сбивают по 40-50 человек. За 5 месяцев погибли 59 пешеходов и еще 490 пострадали. Число аварий с пешеходами выросло на 22%, количество погибших пешеходов – на 55. В каждой 10-й аварии с пострадавшим водитель уезжал с места происшествия.

Аргументы водителей

1. Основная жалоба – пешеходы переходят улицу вне  «зебры» и на красный свет.

За всю жизнь корреспондент «МР» лишь однажды стал свидетелем попытки (разумеется, неудачной) ретивого гаишника оштрафовать пешехода-нарушителя. Было это на Васильевском острове, у моста Лейтенанта Шмидта (как он тогда назывался), в какой-то эпохальный день, когда в здании Сената и Синода гостило некое высокое лицо. Планировалось, что лицо после поедет в «Ленэкспо», и для его проезда на мосту включили особый светофорный режим. Хотя кортеж и повернул с моста налево, для поворота направо тоже горел зеленый свет, а для пешеходов, соответственно, красный.

Прошло минут 10, на набережной скопилось столько же человек, все злобно косились на дежурившего прямо у «зебры» гаишника, и наконец кто-то не выдержал – попер через шестирядную проезжую часть прямо на него. И, конечно, был схвачен. Паспорта у нарушителя якобы не оказалось, а обыскивать его или вести в отделение инспектору было некогда: вдалеке наконец-то показался кортеж…

Сейчас штраф за переход улицы в неположенном месте составляет 200 рублей: зимой Федерация автомобилистов предлагала увеличить его в 10-15 раз, но успеха не добилась. Любое административное наказание у нас начинается с установления личности нарушителя, а с этим как раз проблемы.

2. Пешеходов не наказывают.

«У водителя всегда при себе права, у машины – номер, а если водитель, остановленный инспектором, бросит машину и убежит, то авто отправят на штрафстоянку, так что все равно придется сдаваться, - говорит член координационного совета МООА «Свобода выбора» Александр Холодов. – Пешехода, если у него нет паспорта, надо вести в отдел милиции и там устанавливать его личность. Кому придет в голову этим заниматься ради маленького штрафа? Других законных методов борьбы у нас нет, разве что просвещение населения и личный пример».

Между тем, штрафы за неправильный переход улицы все-таки выписываются: есть план, будет и отдача. Едва ли не каждый автолюбитель может рассказать, как гаишники оформили ему такой штраф, поймав на чем-то другом, например, на превышении скорости. План есть план.

3. Пьяные пешеходы – это особая статья. Даже переходя улицу по «зебре», они становятся источником неприятностей. Автомобилист, видя пешехода издалека, рассчитывает скорость, чтобы подъехать к переходу, когда прохожий достигнет тротуара. Откуда ему знать, что у пьяницы подогнутся ноги и он сядет прямо на асфальт.

4. Пешеходам раздают светоотражающие браслеты, а они ими не пользуются. Зато машину, у которой сломались фары, запросто отправят на штрафстоянку.

5. Еще одна тема для обид – пешеходные светофоры в неподходящих местах. Причем водителей раздражают и кнопочные аппараты, которые включаются самими пешеходами, и обычные. У кнопочных светофоров иногда дежурят юные хулиганы, которые только и делают, что жмут кнопки. А светофоры без кнопок означают, что поток машин будет просто так стоять на месте, даже если нет ни одного пешехода. Те автомобилисты, что «в теме», уверяют, что оздоровить ситуацию очень просто: нужен кнопочный светофор с правильным алгоритмом. «То есть автомобильная фаза должна всегда длиться, скажем не менее 60 секунд, - пишет участник сообщества spb-auto. - Пешеход жмет кнопку и если автомобильная фаза уже длилась больше минуты - зеленый пешеходам загорается сразу. Если автомобильная фаза длилась меньше 60 секунд, то зеленый пешеходам загорается по истечении 60 секунд. Это исключает такую ерунду, как на Варшавской, где пешеходы давят кнопку без перерыва и переходят по 1-2 человека, при этом автомобилям зеленый горит 10 сек, за которые проезжают всего 3 авто и образуется пробка на свободной улице».

6. Главное отличие пешехода от водителя: с него практически невозможно стрясти денег по гражданскому иску.

«У меня был подзащитный, который сбил на улице мальчика-подростка, - рассказывает адвокат Владимир Гарнин. – Хотя парень и перебегал улицу вне зоны перехода, а водитель ничего не нарушил, и его даже прав не лишили, он согласился частично оплатить лечение. Но тут вмешались родители, подали иск, накрутили довольно большую сумму, главное – не за что. Тогда, сказал мой подзащитный, я подам встречный иск, на оплату ремонта автомобиля, потому что страховки нет, а ремонт съел 80 тысяч. Так мы до сих пор и судимся. Правильно поступили родители, как вы считаете?»

Остальные водительские претензии: переходы улиц в капюшонах (снижается обзор) и плеерах (ничего не слышно); неожиданные «броски» (стоит на тротуаре, вроде бы пропускает машину, а потом сигает через дорогу); кроме того, на пешеходов, по мнению автомобилистов, тратят много денег, а они все равно нарушают.

Претензии пешеходов

1. Некоторые водители любят пугать. Раньше, когда у подобного контингента не было машин, они пугали население собаками. Натравят, а потом кричат: проходите, не бойтесь, я его держу. Сейчас то же творят на машине, резко осаживая ее перед пешеходным переходом. Наказания за это не положено. Вот если бы проехал, не пропустив пешехода – тогда 1000 рублей.

2. Водители не учитывают соседей по трафику. Если машины идут по улице в 2-3 ряда, одна машина останавливается перед  «зеброй», чтобы пропустить пешехода, другие – едут дальше. Половина пострадавших пешеходов – жертвы таких вот комбинаций из одного вежливого и одного невоспитанного водителей.

3. Водители паркуются на «зебре» или там, где плавный спуск с бордюра, удобный для колясок. Про тротуарный паркинг и говорить нечего.

4. Водитель забывает, что любую глубокую лужу можно проехать так, чтобы никого из пешеходов не обрызгать.

5. Водитель (а еще чаще – мотоциклист) превышает скорость, ездит без фар, так что при переходе улицы, особенно если припаркованные машины закрывают обзор, можно не заметить его приближения.

6. Водитель не осознает, что автомобиль – в любом случае источник повышенной опасности.

Сейчас уже не верится, но лет 20 назад обыватель был уверен, что вежливость на дорогах расцветет, как только машина появится в каждой семье. Вот за границей каждый пешеход – автомобилист, они все друг друга понимают, никто не понтуется машиной, это глупо. Сегодня машины у нас есть, а вежливости не прибавилось.

Теперь, утверждают автомобильные юристы, для наведения порядка нужно какое-то уравнение в правах. Чтобы наказание для пешеходов было неотвратимым. Это поможет воспитывать подрастающее поколение.

В России сейчас действуют несколько организаций, борющихся за права автомобилистов, но есть и межрегиональное общественное движение «Союз пешеходов России». По словам его лидера Владимира Соколова, современные российские законы с защитой пешеходов не справляются. Худшее для пешехода - если он оказался тяжело ранен или вообще превратился в «овощ»: тогда до него никому не будет дела.

«Случилась авария с 2-я машинами. Оба автомобилиста получили от гаишника справку о происшествии, с которой могут идти в страховую компанию. А если страдает пешеход, ему никакой справки не положено. Только телефонограмма из больницы, но не идти же с ней в страховую компанию виновника? К тому же, если сам идти не можешь, а близких родственников – законных представителей – у тебя нет, традиционно законными представителями становятся родители или опекуны. Если пострадал пожилой человек, у которого все старшие родственники умерли, его законным представителем становится тот, на кого раненый напишет доверенность. А если он без сознания, в коме? Значит, нет представителя, некому тормошить следствие, которое – опять-таки в соответствии с нашими законами – может 3 месяца проводить следственные действия, ни словом не отчитываясь перед потерпевшим. А потом, когда время будет упущено, просто закрыть дело за недоказуемостью. Наша инициатива – расширить список представителей или облегчить процедуру его назначения.

Допустим, авария была серьезной, пострадали несколько человек, значит, страховую выплату придется делить на всех. Можно не сомневаться, что меньше всех, как последний при раздаче, получит тот, кто пострадал наиболее тяжело. А ходить за виновником с гражданским иском, не залечив травмы – очень сложно. Год назад мы обратились в Госдуму с просьбой усовершенствовать законодательство, чтобы пострадавший получал от страховщика предварительную выплату – 25% от лимита, то есть 100 тысяч рублей. Но закон пока не переписан, хотя ряд депутатов нас поддержал. Кроме того, мы держим на контроле все уголовные дела о сбитых пешеходах, особенно если есть риск, что дело замнут.

В декабре 2010 года пьяный милиционер в Петербурге сбил на  «зебре» 2-х девушек. Наши сотрудники обратились к Председателю Комитета по безопасности Государственной Думы Владимиру Васильеву, он подготовил запрос в органы прокуратуры, потому что следователь явно не стремился расследовать это дело. В итоге, когда в деле появился новый следователь, виновник ДТП засуетился, принес наконец-то свои извинения матери погибшей девушки, но дело в отношение него все равно было передано в суд, который вынес обвинительный приговор».

В Рунете есть сайт peshehodov.net, созданный специально для защиты пешеходов, но популярностью не пользующийся.

К примеру, в американской дорожной полиции существует подразделение PEST, которое ориентировано на работу с пешеходами. Небольшое – 2 человека в 750-тысячном городе. Всех оштрафовать они, конечно, не успеют, но могут хотя бы проанализировать, где возникают проблемы и, соответственно, требуется поставить светофор или нарисовать разметку. А еще есть отдел, который занимается разъяснительной работой в школах.

«А у нас в управлении ГИБДД разогнали почти весь отдел пропаганды, говорит адвокат Гарнин. - Спросите своего ребенка, когда к ним в школу последний раз приходил инспектор беседовать о ПДД? А когда-то приходил каждый год. А какой автодром был в парке Победы… Где он сейчас?».

На пешеходную инфраструктуру у нас денег почти не жалеют. Новомодные дорожные знаки и монументальные (жутко неудобные) надземные переходы – это только начало, дальше будут светящиеся «зебры». Водители считают, что лучше было б потратить часть денег на хорошую пропаганду дорожных правил.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 875

Все опросы…