Истории

По соседству со «Стокманном» в доме на Невском шевелятся кирпичи

В последних числах июля СМИ облетела новость – дом 112 на Невском начал рушиться, отвалилась часть стены. Во всем, сообщали, виноват «Стокманн» - торговый комплекс, выстроенный по соседству. Из-за стройки дом дал крен и пошел трещинами, ситуация аварийная, но в капитальном ремонте и выселении жителям отказывают. Приехав на место, корреспонденты «МР» обнаружили почти вертикальную трещину и «дыру» в стене между первым и вторым этажами. По словам Валентины Доршаковой, самой активной жительницы дома в борьбе с торговым центром, часть стены рухнула 18 июля. А трещины идут по дому с 2007 года. Но ни власти, ни прокуратора, ни администрация торгового комплекса не признают ситуацию аварийной.

«Вот, посмотрите – кирпичи шевелятся!» - говорит Валентина Доршакова, жительница дома, показывая на зияющий проем в стене и трещину. Также, по ее словам, крен дома видно по входной двери, которую подрезали, потому что она уже не закрывалась. «Поражает цинизм, здесь живут дети, престарелые жители, больше 30-ти квартир!» - возмущена Валентина Федоровна.

У нее дома – огромная папка переписок с прокуратурой, жилищными комитетом и инспекцией, администрацией района, президентом. Почти во всех ответах пишут – дом обследован, ведется мониторинг, осадка здания в норме и не представляет никакой опасности. «Они пишут нам, что осадка – 3 мм в год, идет ее стабилизация, но осадка здания с начала стройки намного больше 50 мм – крайнего значения по нормативам – об этом нам писали в 2010-м! Мы не верим экспертизе, а на собственное независимое обследование у нас нет денег – это почти 3 млн рублей!» - говорит Валентина.

На крик о помощи отозвался и депутат Законодательного собрания Алексей Воронцов. Он сделал собственный запрос, однако получил тот же ответ от жилищного ведомства – дом не аварийный, нужны просто «противоаварийные мероприятия» - подпоры и ремонт, это поручено администрации Центрального района. В приемной депутата отвечают, что будут добиваться независимой технической экспертизы.

Казалось бы, дело ясное – «Стокманн» построил торговый комплекс, нанеся ущерб соседнему дому, который вот-вот рухнет, при этом не считает нужным капитально решать проблему, а чиновники закрыли глаза…

Отметим, что «Стокманн» все-таки сделал косметический ремонт здания, а жителям пострадавших квартир выплатил компенсации от 100 тысяч рублей.

По словам той же Валентины Доршаковой, финны предлагали выкупить ее квартиру по цене – 3 тысячи долларов за квадратный метр. Она не согласилась.

«МР» обратился в «ЦТЭС» - «Центр экспертно-технического сопровождения». Это подведомственное Службе госстройнадзора учреждение ведет геотехнический мониторинг за зданием с января 2010 года. Лариса Глозман, заместитель директора, сразу поняла о каком доме идет речь. «По поводу этого дома мы пишем уже 5 лет ответы депутатам, президентам, губернаторам, в прокуратуру. Я могу лично гарантировать на 100%, что никакой угрозы обрушения нет!» - ответила она.

По ее словам, с 2006 года дом был обследован тремя независимыми друг от друга учреждениями – «ЦТЭС», Военным инженерно-строительным университетом и еще одной организацией (название не помнит). С 2010 года геотехнический мониторинг ведет «ЦТЭС». «Еще до начала стройки фундамент дома №112 был усилен, а это значит, что дом меняет статус своего технического состояния, допустимая осадка увеличивается, и 5 см – это нормально. Также имеет значение и ее равномерность, отсутствие разломов. Мы все это наблюдаем – ничего угрожающего нет. Неужели вы думаете, что если бы была угроза – мы так спокойно закрыли на это глаза? Госпожа Доршакова выдает журналистам за трещину деформационный шов. Он не опасен!»

Более того, по словам Ларисы Глозман, она слышала из источников в управляющей компании, что жители сами тайно сделали трещину более красноречивой, пригласив промышленных альпинистов, да еще и расковыряли часть стены, вытащив несколько кирпичей. Причина – в желании получить у «Стокманна» дополнительные деньги.

История приняла поистине детективный характер. «МР» обратился в управляющую организацию дома – «Жилкомсервис №1» Центрального района. По словам инспектора по обращениям Татьяны Вальчук, никакого «обрушения стены», о которой говорила Валентина Доршакова, действительно не было – произошло отслоение штукатурного слоя. Как «отслоение» превратилось в глубокое «дупло» в стене  – уже загадка. Находится дыра на уровне человеческого роста. Главное – сами кирпичи из дыры вывалиться не могли… А что касается альпинистов - их вызвал жилкомсервис, для простукивания...

Итог этой запутанной истории, наверное, подведет сам дом и время, которое он простоит. С 1866 года он, надо думать, повидал немало странных историй.

В любом случае, каждая история про трещины – уникальна. И найти правду довольно непросто – корыстный интерес может быть у обеих сторон конфликта.

По словам Антонины Елисеевой, эксперта правозащитной организации «Живой город», подобных ситуаций при строительстве в центре города очень много и жителям всегда трудно доказать происхождение трещин, а тем более – добиться независимой экспертизы. «И я не помню ни одного случая, чтобы жители получили достойную компенсацию или капитальный ремонт дома без особых проблем» - говорит она. Сейчас также огромными трещинами пошли дома №4 и 8 на Галерной улице, это случилось после сноса дома №6. Жители добились приостановки работ, но теперь должны сами и на свои деньги доказывать существование и возникновение этих трещин.

Истории про трещины

1. Трещины на здании по Невскому, 53, стали появляться в декабре 2007 года.

В январе 2008 года экспертная строительная комиссия провела обследование здания и пришла к выводу, что угрозы обвала нет. Заказчику-застройщику гостиничного комплекса «Интернэшнл Хоутел Инвестментс (Бенелюкс) Б.В.» было поручено выполнить ряд противоаварийных работ.

2. Корпуса №1 и 2 дома №7 по проспекту Пятилеток: в ходе строительства новой высотки в 2008 году жильцы прилегающих домов обнаружили трещины в своих квартирах. Взволнованные жители жаловались в районную и городскую администрации, Государственную жилищную инспекцию и т.д. Результатом их обращений стал визит специальной комиссии, состоящей из представителей застройщика и генподрядчика. Комиссия заключила – трещины существовали еще до застройки. Госорганы сразу поверили этим выводам. Жилищная инспекция подтвердила наличие трещин и просто… возложила ответственность на ТСЖ.

3. Здание на Литейном, 24 больше известно как дом Мурузи.

 Рядом с домом Мурузи было снесено здание бывшего общежития ЛенВО – для строительства многофункционального торгово-офисного центра. В процессе сноса аварийного здания на фасаде дома Мурузи появились трещины. Огромная щель от фундамента до кровли на внутреннем флигеле отделила один подъезд от всего здания.

В итоге несколько квартир были расселены, сделан возможный ремонт. Чиновники заявили, что угрозы для дома нет.

4. Трещины у дома рядом с «Адмиралтейской»

1 июня 2009 года начался демонтаж здания перед строительством станции «Адмиралтейская».  Инициативная группа жильцов близлежащих домов обратилась с жалобой к вице-губернатору Роману Филимонову. Они утверждали, что из-за сноса здания с применением тяжелой техники «поползли» дома, стоящие рядом с будущей станцией метро.

ГУП «Метрополитен», курирующий работы, посчитал, что трещины на домах были зафиксированы еще до начала строительства станции. На них были нанесены специальные маячки для мониторинга. Эту информацию подтвердили и в Ростехнадзоре.

5. В январе 2011 года после демонтажных работ на Невском, 68 на соседнем Доме журналиста появилась трещина. Инвестор уверяет, что строительные работы здесь ни при чем. Однако, 12 января на стене дома, выходящей во двор, появилась еще одна трещина. Но в компании, занимающейся реконструкцией здания на Невском, 68, уверили, что работы на стройплощадке не могли стать причиной возникновения трещины на Доме журналиста.  Однако, трещину зацементировали во избежание ее дальнейшего раскрытия.

6. В 2009 году на доме 44/14 по Каменноостровскому проспекту также возникли трещины. Рядом велось строительство нового жилого здания. Однако в районной администрации заявили, что возникшие разрушения никак не связаны с работами на стройплощадке. Да и трещины пошли именно по штукатурке, а не по кладке. Жители ничего не добились.

share
print