Истории

Кому в Петербурге жить хорошо: портрет счастливого горожанина

В Петербурге ждут рождения 5-миллионного жителя. Если верить Довлатову, в советские времена юбилейным новорожденным «присваивали» эпитет: человек, обреченный на счастье. Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть счастливым и успешным в нашем непростом городе, выяснял «Мой район».

Понятно, что счастливый человек должен быть сыт, здоров, заселен в хорошую квартиру и обучен хорошей профессии. Об этом, не сговариваясь, заявили все опрошенные нами эксперты. А вот по поводу психосоциальных характеристик счастливого горожанина возникли разногласия.

Пассивность и консерватизм

По мнению социолога Татьяны Протасенко, петербуржцу свойственно «болотно-равнинное» сознание, поэтому проживать в столице российских провинций ему легко и комфортно. Главное, чтобы никуда не тащили, ни во что не вмешивали, а, наоборот, цветисто расписывали, какой он замечательный, средний петербуржец: работящий, культурный и целеустремленный.

«К примеру, мы проводили опросы населения: как вы относитесь к «Охта-центру»? Треть сказала «за», две трети –  «против». А как к объединению Петербурга и области? Почти все  «против». А как к переносу в Петербург столичных функций? Тоже желающих мало. И новые памятники горожанам не нужны. И возвращение улицам старых имен. Только 9% петербуржцев заявляют, что хотели бы возвращения губернаторских выборов, а 64% выступают против. И при этом в Петербурге число людей, которые довольны жизнью и в целом чувствуют себя счастливыми, процентов на 15 больше, чем в целом по России. Наши митинги собираются реже и на них приходит меньше граждан, чем в Москве. Кстати, когда мы делали опрос: почему, дескать, петербуржцы, в отличие от москвичей, реже ходят на массовые демонстрации, подавляющее большинство ответили - потому что мы более культурные, чем жители столицы. Причем это был не матричный опрос, то есть никакие варианты ответов респондентам не давались, а они сами до этого дошли… На втором месте с большим отрывом был вариант: потому что у нас нет лидеров».

Вот вам и ответ на вопрос, кому в Петербурге жить хорошо: человеку, который хотел бы, чтобы вокруг него ничего не менялось.

Возраст

Идеальный возраст для проживания в Петербурге или другом крупном городе – 35-45 лет, когда у деятельного человека наступает самый пик карьеры. Так заявили социологи Татьяна Протасенко и Роман Могилевский. Правда, последний отметил, что и молодежь чувствует себя нормально: пока человек мобилен, ему везде хорошо.

Согласно последним социологическим исследованиям, большое количество людей хочет уехать из России. Но в Петербурге – едва ли не самый большой процент тех, кто хочет уехать не навсегда. Поучиться или заработать денег (не говоря уже о простых путешествиях). Большинство заявляет, что хотели бы жить в России, но чтобы вокруг все было, как в Европе.

Род занятий

Если не брать в расчет обнищавших пенсионеров (они, к сожалению, уже мало что могут изменить в своей жизни), то наименее приятно себя ощущает советская творческая интеллигенция. А самое комфортное существование – у 35-летнего креативного класса. «Только не путайте креативный и творческий», - предостерег Роман Могилевский. Другие социологи называют этот класс адаптационным – приспособившимся. Правда, именно этот класс выходит сейчас на митинги – но это как раз потому, что свои базовые потребности люди уже удовлетворили и хотят реализовать свои гражданские права. Расширить поле своих возможностей.

«Старая творческая интеллигенция, если она даже и не испытывает бытовых проблем, чувствует себя в Петербурге очень некомфортно, - говорит Могилевский. - Это писатели, архитекторы старой школы, которым никак не свыкнуться с мыслью, что политические вопросы сейчас решаются не так, как раньше, что политическая, экономическая жизнь в стране перекроилась до неузнаваемости.

На другом полюсе - люди информационного общества. Им хорошо там, где есть интернет. Значит, Петербург для жизни подходит хорошо. При Валентине Матвиенко в городе стали терять силу промышленные монстры, зато стала развиваться, например, торговля. Те специалисты, чья работа связана с большими заводами, стали терять свои позиции. Зато те, чья профессия предполагает мобильность, например, программисты, способные работать из любого уголка земного шара, чувствуют себя окрыленными. Вот им-то сейчас и хорошо в Петербурге, но будет неплохо и в любом другом городе». Само осознание того, что ты можешь в любой момент сделать выбор - как и куда поехать - добавляет ощущение комфорта.

Темперамент

«Есть 2 типа людей, которым хорошо в Петербурге, - говорит психолог Елена Кудрявцева, - Первый – какой-то ненормальный тип из семьи старожилов, который жизнь в Питере не променяет ни на что иное, потому что этого иного и не знает. Вот даже в коммуналке может кайфовать. Второй тип – бывший житель Вологды, Петрозаводска и прочих регионов Северо-Запада, который приехал в Петербург учиться, да тут и остался. Климат его не пугает, а все остальное – вызывает восторг. И сейчас таким «приехавшим» уже под 50, но они до сих пор считают, что жизнь у них сложилась бы гораздо хуже, если бы 30 лет назад они не поступили бы в петербургский вуз и не приехали сюда.

Теперь разберем темперамент. Понятно, что жгучего южного темперамента мы у коренных петербуржцев не увидим. Это город для людей, склонных к интроверсии.  Не обязательно меланхолики, но те, кто имеет тягу к философским размышлениям, могут уходить в себя и тихо работать, не обращая внимания на погоду за окном (ох, как мешает плохая погода разного рода живчикам), на коллег, разговоры и прочее. В общем, это люди, способные концентрироваться – прекрасные ученые, конструкторы и тому подобные..

Я считаю, что Петербург – город не для жизни, а для работы. Самый искусственный в стране. По сути – декорация для имперских представлений. Конечно, за декорацией пришлось поселить рабочих сцены, которые обслуживали бы сановитых зрителей. Так появились рабочие слободки на окраинах. Сейчас центр у нас для тех, кто любит работать головой. Тем, кто этого не хочет, остается смертная тоска».

Досуг

В южных городах, например, в Ростове-на-Дону, если тебе нечего делать, ты берешь бутылку пива и идешь на пляж. В Петербурге такое можно позволить лишь несколько раз в году. То есть наши простые граждане, по сути, лишены  отдыха подобного рода.

Или возьмем северные города. Автор статьи была в Сыктывкаре, жила в центре, и там с 8-го этажа гостиницы был виден лес, до которого - 10 минут ходьбы. Не только пляжа, но и простого счастья побродить по настоящему лесу – наши жители лишены, кроме, может быть, тех, кто живет совсем на окраине.

Знаете, я стала замечать, что туристы знают Петербург лучше, чем местные жители: разного рода театры, неформальные достопримечательности и так далее. Что это означает? Что они сконцентрировались для этого визита, прочитали все, что хотели узнать заранее о нашем городе, прибыли, осмотрели, отбыли. А местным что – концентрироваться каждый день? Они на это не способны. В результате тяжелее всего у нас жителям окраин, которые работают на простой, не слишком изматывающей службе. Приходит выходной – и им некуда податься. В центр? На какую-то дурацкую выставку? Увольте. Кто их вообще придумал… Просто гулять по городу и смотреть на старые дома? Еще смешнее.  

Семья

Не только в Петербурге, но в любом современном российском городе для комфортной жизни нужна семья. Сейчас это тыл, катакомбы, куда люди приходят, чтобы спрятаться от неприятностей по службе, плохих теленовостей и прочего. И уже лет 10 основная функция семьи – это не регулярный секс и рождение ребенка, а психологический комфорт.

Резюме. Приятней всего в Петербурге семейному человеку 35 лет, живущему в центре или поблизости от леса, интроверту, чья профессия связана с компьютером, хорошо знакомому с петербургской культурной жизнью и не желающему ее игнорировать, но равнодушному к политике.

Меньше всего радости проживание в Петербурге доставляет молодому человеку лет 30 (совсем юные еще слишком мобильны и верят в себя, чтобы понимать: они никуда не денутся от этого города) либо гражданину предпенсионного возраста, работающему клерком в офисе. Его работа не напрягает ни физически, ни умственно, и совсем не связана с творчеством. Он не интересуется культурными новинками и политической жизнью и часто злится на погоду, которая лишает его возможности погулять с друзьями. Семьи у него нет – уже или еще, политические новости раздражают.

Для тех деятельных натур, которым не по душе петербургское болото, существует столица, и они уже там.

share
print