Истории

Россия уже не Советский Союз, но приближается к Северному Ирану

Новый железный занавес невозможно установить в интернете, а в сфере кинопроката – проще простого. Поэтому Министерство культуры запрещает сербский фильм «Клип» за сцены, оказывающие тлетворное влияние на молодежь, а госканалы распекают Мадонну за политические выступления. Какие сигналы нам подают власти этими действиями, что ждет российское общество, если нам снова закрутят культурные гайки?

Сначала в России запретили к показу сербский фильм «Клип». Победитель международного кинофестиваля в Роттердаме не достоин российского зрителя, посчитали в Министерстве культуры, и отказали ему в прокатном удостоверении. Причина – сцены, содержащие «нецензурную брань, сцены употребления наркотиков и алкоголя, а также материалы порнографического характера». Чиновники опираются на закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Будь он принят раньше 2010 года, мы бы не досчитались доброй трети мирового кинематографа, в которых нет православных патриотов, но есть попытка отобразить реальную жизнь.

Очередная запретительная мера министра культуры Владимира Мединского привлечет к «Клипу» дополнительную аудиторию, как это было с фильмом «Служу Советскому Союзу», и параллельно заставляет задуматься о наступлении в России железного занавеса. Пока речь идет о занавесе в головах чиновников и на сценах олигархических корпоративов, куда не приглашают артистов, позволяющих себе острые политические высказывания.

Поддержка западными звездами – от радикальных панков Anti-Flag до сэра Пола Маккартни – девушек из Pussy Riot также оставила вопрос. Как власти отреагируют на заявления артистов, которые приезжали в Россию исключительно ради заработка, и неожиданно оказались людьми с гражданской позицией и более продвинутыми, чем средний российский артист и обыватель. Не останемся ли мы наедине с Валерией, Ваенгой и Газмановым, тремя десятками православных писателей, подписавших письмо в поддержку уголовного преследования PR, разъяренными чернорубашечниками и другими образцами адаптированной западной и «исконно русской» культуры?

Опрошенные «Моим районом» эксперты не верят в реинкарнацию железного занавеса. Самым пессимистичным оказался историк и публицист Лев Лурье: «По всей видимости, в культуре ужесточится система запретов. Россия приобретает образ, я бы сказал, Северного Ирана. Но хочу напомнить, что господа Путин и Медведев слушали Pink Floyd и Beatles, когда они были запрещены, нарушая тем самым устав партии и внутренние инструкции ГБ (в случае Путина). То же касается фильмов «Последнее танго в Париже», «Амаркорд» и рискованных произведений сербских кинематографистов. Их все равно скачают с «торрентов» и посмотрят. У нашего режима в последние годы нет идеологии, а есть только понятия для определенного круга лиц. Такой режим крайне неустойчив. Невозможно на «партия жуликов и воров» отвечать: «Да, мы жулики и воруем!» Надо говорить: «Мы воспитываем общественную нравственность и русскую идентичность». Тогда противники не те, кто борется с воровством, а кто разрушает сакральные, вечные, ядерные и так далее ценности. Обычная уловка авторитарного режима».

Перспектива православного джихада не испугала советского диссидента и публициста Александра Скобова: «Властям слабо настроить общество против потребления западной культуры. В нашей стране нет такого массового религиозного фанатизма, как в Иране. Все разговоры о православной России – это блеф, наша страна атеистическая. Православие чисто внешнее и неглубокое».

«Попытки выстроить культурный железный занавес есть и будут, – продолжает Александр Скобов. – Наши власти стараются изгадить жизнь свободным людям, но в современном мире это невозможно чисто технически. В советское время средства коммуникации не были настолько развиты. Была возможность перекрыть и не пустить. Через железный занавес из того, что власти явно не хотели, просачивалось западное радио на русском языке. Его слушали даже через глушилки. Распространенность «голосов» была небольшой, но мы все равно имели доступ к свободной информации. Интернет перекрыть невозможно!»

У идеи железного занавеса есть экономические и корпоративные недостатки, считает актер Алексей Девточенко. «Запрет сербского фильма – это частный случай. По крайней мере, так хочется думать. Россия вступила в ВТО, и не резон отделяться железным занавесом. Какой-нибудь протоирей Чаплин, общественный деятель Кургинян – глубоко больные люди, их высказывания не означают, что подобные шаги предпринимаются на государственном уровне. В защиту Pussy Riot высказалось множество деятелей культуры. Многие из них не пересекаются между собой. Потом они с башни наплевали на письмо в защиту девушек, но, тем не менее, существует солидарность в культурной среде, которая не допустит уровня цензуры, существовавшего в советское время».

«Западная культура делает общество более свободным. Я не могу представить нашу кинематографическую палитру без фильмов Педро Альмодовара, Жана-Луи Третиньяна и Франсуа Озона. В этом отношении я, как ни странно, оптимист», – заключил Алексей Девотченко.
 

share
print