Общество

Школьники в Петербурге учатся водить автомобили и самолеты

4 сентября 2012 10:37 Нина Астафьева
версия для печати
В Московском районе Петербурга открылась первая в стране детская авиашкола. Туда набирают 14-летних школьников, которым уже через год доверят штурвал настоящего самолета. Авиашкола помогает школьникам сделать гигантский шаг навстречу будущей профессии. «Мой район» решил выяснить, где еще детям преподают азы профмастерства. Таких мест оказалось довольно много.
Школьники в Петербурге учатся водить автомобили и самолеты Фото: flickr.com (PhilCaz)

Пилот, шофер, железнодорожник, капитан.

До авиашколы идеальной первой ступенькой для будущего профессионала была разве что Детская железная дорога. Она и сейчас у нас есть, но работает не круглый год: так, 31 августа на Царскосельской ветке торжественно закрыли движение поездов – до следующего года. Коломяжскую ветку закрыли еще раньше.

Детских автошкол, которые ничем бы не отличались от взрослых, в городе нет вообще. Есть несколько картинг-клубов. Есть школы, где подросткам преподают вождение, но только теорию, и даже выдают сертификат, который по достижении 18 лет можно предъявить в МРЭО и сдать в итоге только 2 экзамена: площадку и город. Но любой водитель скажет, что это бессмысленно: учить теорию, но не ездить и не применять ее на практике. Получается, что практического значения у таких курсов нет, кроме уже указанного противостояния уличному безделью.

Авиашкола занимает гораздо больше времени, чем авто-. Только на теорию будущий пилот тратит 11 месяцев, после чего начинаются первые тренировочные полеты, и спустя еще год курсант налетывает обязательные 50 часов и может рассчитывать на получение удостоверения, а там и на работу. Получается, что за штурвал теоретически может сесть 15-летний тинейджер, хотя организаторы проекта говорят, что придется, наверное, тянуть, пока ему не исполнится 16. Таковы советские правила, которые пока никто не отменял: в 15-летнем возрасте курсант авиаклуба может прыгать с парашютом, в 16 лет – управлять планером или легкомоторным самолетом. Система обучения теории будет тоже советской – монументальной и жесткой.

В 2012 году в авиашколу набрали 12 мальчиков и 3-х девочек. Многие – до трети - отсеются на экзамене и к штурвалу не попадут. Часто бывает, что инструктор объясняет: извини, но лучше не тратить понапрасну времени и остаться пассажиром. Экзамены – на знание конструкции самолетов, законов аэродинамики, гражданской обороны, авиационной медицины – займут не меньше года. До практических полетов допустят тех, кто сдаст экзамен на «хорошо» и «отлично». Тренировочные полеты проходят на аэродроме в Кингисеппе, где у авиашколы имеются 2 аппарата: самолет Zlin-42 и планер Blanik L-13. Вообще-то, они принадлежат авиаклубу «Взлет», но с ним у авиашколы договор.

Заместитель директора по учебной работе Владимир Потапенко рассказал «МР», что проект авиашколы – чисто социальный, и уж этим он точно отличается от платных авиашкол для подростков, которые понемногу стали открываться в крупных городах, в частности, в Новосибирске.  

Учиться в авиашколе мечтал едва ли каждый мужчина, и особенно это желание проявилось в 1986 году, когда на Красной площади сел самолет Матиаса Руста, которому на тот момент было 19 лет. Теперь российским подросткам тоже доступны полеты с раннего возраста – но можно ли гарантировать, что инструкторы научат их дисциплине? Средний тренировочный полет длится 1 час 20 минут, а аэродром расположен в Кингисеппе, откуда можно легко долететь не только до Эстонии, но даже до Финляндии. Всех недисциплинированных будут отсеивать на ранней стадии.

Детский яхт-клуб в городе один, называется «Парусник». Занятия там, правда, платные. Юных яхтсменов строго предупреждают что яхтинг – хобби для смелых и выносливых. Можно не бояться утонуть, но при этом тяжело переносить тренировку в ледяной воде на ветру. Ну а родителей предупреждают, что хобби это дорогое, а профессией оно становится лишь у немногих.

Конструктор

Те школьники, что бредят самолетами, но сами за штурвал садиться не хотят, приходят в школу «Авионика» при Университете приборостроения. «Мы стараемся, чтобы у нас лекций было поменьше, а задач побольше, - рассказал преподаватель школы Владимир Фетисов. – Преподаватели, в основном, молодые, не только рассказывают об истории авиатехники, но моделируют на компьютере реальные приборные системы, ищут объяснения разным, в том числе тупиковым, ситуациям. Но это не лекции «как для студентов, только попроще». У нас и цели такой нет. Это – знакомство. Ребята знакомятся со специальностью, мы – с ними. Если выясняется, что им этого не надо – что ж, пусть это выявится еще в школе, а не в вузе. Пусть поймут заранее уровень сложности. Выездные занятия проходят на аэродромах, на учебной базе - авиаремонтном заводе в Пушкине».

В доме детского творчества на 9-й линии Васильевского острова есть кружок аэрокосмической техники и кибернетики, где тоже готовят приборостроителей.

Журналист

Здесь же, на Васильевском, работает студия видеожурналистики, где ребят учат обращаться с видеокамерой, снимать и монтировать телесюжеты. А вообще азам журналистики – но, в основном, пишущей - учат во многих местах. В первую очередь, конечно, в Аничковом Дворце. А еще во Дворце творчества юных Московского района, в ДТЮ Красногвардейского района на Ленской, 2, в Доме детского творчества на Малой Конюшенной, 1/3 и в ДТЮ Выборгского района на улице Сантьяго-де-Куба, 4/2. Там же можно освоить некоторые премудрости издательского дела.

Ученый-естественник

Кружок естествознания работает во Фрунзенском ДТЮ, будущих экологов обучают на Малой Конюшенной, 1/3 и в Аничковом дворце. В ДТЮ на Будапештской, 30 можно попробовать себя в роли ветеринара. А вот школа будущих врачей только одна – в Центральном дворе творчества юных, то есть в Аничковом лицее.

Азам археологии обучают в ДТЮ на Сантьяго-де-Куба и в Аничковом лицее. Здесь же можно освоить профессию гида: выучить один из 3-х языков: английский, немецкий или испанский, и рассказывать на нем о петербургских достопримечательностях. Наконец, есть в ЦДТЮ еще и кружок космонавтики, который примечателен тем, что его посещали в детстве настоящие космонавты, например, Андрей Борисенко. Иногда они выступают перед ребятами.

Детских кулинарных школ в городе множество, но все они платные. Кроме того, за деньги 9-11-классников обучают профессии бухгалтера.

Вообще, детских учреждений дополнительного образования в городе по-прежнему много, и это не может не радовать. Беда в том, что они предлагают тот же набор хобби, что и 30 лет назад. В длинном ряду рукодельного искусства появилась только одна новая строчка: к макраме, бисероплетению и вышивке добавилась флористика. И конечно, в любом уважающем себя Доме детского творчества есть театральные студии и музыкальные кружки.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 848

Все опросы…