Истории

«Покупатели будущих квартир проголосуют деньгами за экологичные дома»

На этой неделе в городе проходил международный инвестиционный форум недвижимости PROEstate. Это послужило хорошим поводом, чтобы оценить будущее петербургской архитектуры. На вопросы «Моего района» отвечал модератор одной из конференций форума Владимир Княгинин, директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».

У архитектурного Петербурга есть две основных проблемы: необходимо найти способ сохранения ансамбля исторического центра, избежав при этом его музеефикации. Другая проблема – отсутствие современного петербургского архитектурного стиля.

Такие мегаполисы, как Париж и Прага приняли решение, что в рамках определенных зон исторической застройки допускается появление новых архитектурных объектов. Очень сложно найти проекты, которые не разрушали бы сложившуюся архитектурную композицию; но, оставшись полностью без архитектурного обновления, города с историческими центрами не развиваются, а музеефицируются, теряют жизнь. В Праге по побережью Влтавы ведется новое строительство, и архитектура домов там такого качества, что они попадают в число достопримечательностей. Теперь Прага интересна с точки зрения архитектуры как своими средневековыми постройками, так и современными. В то же время Малостранская площадь законсервирована. Жилых домов там почти не осталось, только отели, рестораны и другие объекты туристической инфраструктуры. Такие районы отличаются дорогим, ориентированным на туристов сервисом, рассчитанным на массового потребителя качеством кухни в ресторанах.

Порой рестораторы во многих туристических центрах принимают такую позицию: турист все равно зайдет к нам только один раз, ему ведь все рестораны захочется перепробовать. Значит, можно кормить его как попало. В Петербурге до появления таких чисто туристических районов еще далеко, хотя уже сейчас можно насчитать несколько площадок, где постоянно скапливаются автобусы, например, у Певческого моста.

Рано или поздно в Петербурге появится деловой район. Скорее всего, как и во многих других мегаполисах, он примет вид высокоэтажной офисной застройки. На место петербургского Дефанса сейчас есть два претендента: Лахта и те территории, которые примыкают к Пулково. В этих районах идет интенсивное развитие инфраструктуры, хотя и есть некоторые сдерживающие факторы - землю выкупили компании, с которыми придется определять дальнейший правовой и инвестиционный статусы этих участков. Несколько лет на звание делового района претендовали проект «Невской Ратуши» и планировавшийся объект у слияния Невы и Охты. Перспективным местом для активного освоения можно считать район Обводного канала и территорию вдоль железных дорог. Полагаю, рано или поздно ее выкупят у «РЖД».

При планировании таких районов очень важным является вопрос: как организовать комфортное транспортное сообщение? В бразильской Куритибе были созданы выделенные автобусные полосы. Власти Стамбула приняли решение соорудить выделенную трамвайную полосу. Трамваи (а в Куритибе – автобусы) объединены в густую сеть. Кондукторов нет, полоса движения закрыта для личных автомобилей, поэтому общественный транспорт ходит регулярно. В перспективе трамвайная сеть вообще может стать полностью автоматизированной, использующей «беспилотные» вагоны.

В целом, небоскребы могут иметь любое назначение – их появление ограничивают экологическая обстановка и экономическая ситуация. Другое дело, что, скорее всего, «одиночки» будут смотреться эстетически уродливо. Опыт многих городов показывает, что должны быть созданы продуманные кварталы – как это уже сделано в Северной Америке и в некоторых азиатских странах.

Но как создать новый квартал, чтобы в нем была особая петербургская изюминка? Собственно, это та самая вторая проблема. Она касается, кстати, не только Петербурга.

Глобализация сказывается и в архитектуре: как только появляется новая хорошая идея – ее тут же копируют. «Глобальная архитектура» присутствует везде, локальной практически не осталось. Представить появление нового Гауди (знаменитый зодчий Барселоны) – невозможно. С другой стороны, для того, чтобы город обрел нечто свое, уникальное, необязательно строить какие-то невероятные дома. Например, архитектурные ансамбли Шанхая, теперь узнаваемые всеми, – это типовые модули, встроенные в улицы таким оригинальным образом, что они получили свой неповторимый облик.

С моей точки зрения, позитивное развитие петербургской архитектуры может пойти по одному из двух путей: это будет или поиск талантливых архитекторов, которые создают отдельные уникальные здания, или строительство цельных больших архитектурных ансамблей. Сейчас явного движения ни в ту, ни в другую сторону в петербургской архитектуре нет. В Москве свой тренд - спально-торговая застройка периферийных районов.

Что может стать катализатором таких масштабных изменений? Обратимся к истории. Центр Вены в конце XIX века прошел через трансформации, предпринятые по инициативе кайзера. Лиссабон полностью перестраивали после землетрясения. Тверь была построена заново в XVIII веке после пожара. У нас ничего такого не было, поэтому наш город уникальный: его центр остался практически таким же, каким был 200 лет назад - в Петербурге по-прежнему неповторимость создают ансамбли XVIII века. Когда-то архитекторов критиковали за длинные парадные фасады на весь квартал и отсутствие красивых двориков, принятых в более старых русских городах. Но это и был элемент петербургского стиля, как и лучевая система улиц. Примечательна и архитектура Каменноостровского проспекта – это уже начало ХХ века, так называемый «Северный модерн». Мы чуть-чуть не дотянули до чикагского стиля – с небоскребами эпохи конструктивизма, наступил 1917-й год. Правда, отдельные здания в стиле конструктивизма в Петербурге есть – это постройки на проспекте Медиков, здания «Полиграфмаша», ДК им. Кирова, ДК работников связи на Мойке.

Сейчас Петербург находится в своеобразном ожидании новой архитектуры, точнее, определения нового лица петербургского стиля. И в каком варианте будет развиваться этот стиль – через отдельные уникальные проекты или через те самые цельные большие архитектурные комплексы – задача, которую должны совместно решать власть, общественность и экспертное сообщество.

Если говорить о жилой застройке, то здесь все прогнозируемо: очевидно, что покупатели будущих квартир проголосуют деньгами за экологичные и экономичные дома, с низкой теплоотдачей, с солнечными батареями либо другим экологически чистым и, в конечном итоге, более дешевым энергообеспечением. Сейчас принято думать, что такие дома должны выглядеть, как таунхаусы. Но в Канаде, например, многоэтажное жилое строительство тоже не обходится без соблюдения строгих экологических стандартов. Здесь учитываются и расположение дома, и новые качества стройматериалов. Так что спальная застройка Петербурга, скорее всего, будет выглядеть, как современные кварталы в Европе, которые можно видеть уже сейчас.

share
print