Истории

Рецензия: «Орда» - житие православного святого замаскировали под блокбастер

В российский прокат вышел фильм «Орда» Андрея Прошкина - на удивление качественный продукт отечественной киноиндустрии. Картина на совершенно проигрышную тему — житие средневекого православного святого — сделана живо, современно и парадоксально, а работа художника Сергея Февралева и игра Розы Хайруллиной делают ее чуть ли не открытием года.

Невротический князь с куцей бороденкой, короткий и нелепый крестный ход, горсть кособоких изб: Москва в кадре минуты на три, главное место действия — прекрасные астраханские степи и удивительный город Сарай-Бату, столица Золотой Орды.

Художник Сергей Февралев возвел Вавилон со степняцким колоритом - разноязыкая толпа, шум базара и плач рабов, рев животных и глиняные бастионы, тусклая медь, золото с пятнами крови, мех, кожа, каждый кадр сочится фактурой. Декорации исторически неточны, но пышут поэзией. Это не экзотика ради экзотики, это густая восточная каша, в которой варится боль. Тут отрубают головы, душат цепью, жгут живьем, хлещут кнутом по лицу, и все это без особой жестокости, но с полным пренебрежением к жизни.  Орда — главный топос и главная метафора фильма - не держава и не город, а мир насилия, который сам себя разрушит. Он еще полон жизни, но уже обречен.

  • 3.JPG

    ИТАР-ТАСС

  • 1.JPG

    ИТАР-ТАСС

  • 2.JPG

    ИТАР-ТАСС

Цельность и проработанность татаро-монгольской вселенной — первое, что бросается в глаза. Второе — современность киноязыка. Даже когда в России снимают блокбастер, выходит тарковщина. «Орда» - не тот случай. Довольно быстрый темп повествования, живая камера, современный монтаж. Хватает  и красивых пейзажей и многозначительных крупных планов — так могли бы снять братья Коэны. В оболочку хорошо сделанного американского фильма помещен излюбленный российский жанр: неторопливая притча.

Итак, 14-й век. Митрополит московский Алексий (Максим Суханов) чудесным образом исцеляет мать ордынского хана Тайдулу (Роза Хайруллина) , и тот, растрогавшись, решает не жечь Москву и не насиловать москвичек... Да, от фабулы пахнет плохо. К тому же современный зритель повышенно чувствителен к идеологии и склонен (не без оснований) везде видеть «поповскую пропаганду».

  • 6.JPG

    ИТАР-ТАСС

  • 4.JPG

    ИТАР-ТАСС

  • 5.JPG

    ИТАР-ТАСС

Но Юрий Арабов, любимый сценарист Сокурова и вообще - один из лучших в российском кино, не восславил православие как единственно верный образ мысли. Он создал акварельный эскиз о чуде. Основной сюжет — путешествие чудотворца Алексия в Орду, его неудача, его страдание и его победа - обрамляется двумя замечательными эпизодами: при ханском дворе заморские фокусники хвастаются своим мастерством. Китаец устраивает шоу с перьями и фонариками, но рассерженные ордынцы затаптывают его насмерть, обнаружив секрет за пазухой. Индиец показывает знаменитый фокус с веревкой — но хан рубит веревку саблей, надменно восклицая: «Вот — настоящее чудо». Триумф безверия: в мире Орды не существует чудес, только фокусы. Еще одна метафора, на словах пошлая, а в фильме - точная: слепота -  слепота к чудесному. Митрополит исцеляет ханшу Тайдулу, но не исцеляет Орду.

Роль Розы Хайруллиной - вот настоящее чудо. Полфильма она играет слепую, а другую половину ходит с намазанным белилами лицом.  Игра Хайруллиной сдержанна, даже аскетична, минимум средств - резкие, мужские движения, короткие гортанные выкрики и спазматический шепот, остановившийся взгляд, сжатые губы, мертвенная маска ломается лишь на долю секунды, в момент прозрения. Тайдула, разумеется, не мать хана, а матка роя  — воплощение бескрайнего ордынского насилия и несомненной обреченности. Единственная, кто подозревает, что скоро всему конец.

Кастинг вообще великолепен — говорят, создатели фильма объездили всю Россию, собирая малоизвестных якутских, тувинских и бурятских актеров. Вышло здорово: почти у каждого ордынца - запоминающаяся эпизодическая роль, это замечательный актерский хор, невиданный в России с начала 80-х. 

Единственная неудача фильма  - базовая, чисто драматургическая, унаследованная, впрочем, от жанра жития. Страдание слишком длительно и бессюжетно, а закадровое чудо — слишком быстро и мимолетно, сразу включается бытовая логика, которая  рушит всю красоту: чувак пострадал, пострадал и выстрадал себе чудо. Да, житие трудно перекладывается на язык современного кино. Но попытка достойная.

И вот что вызывает тревогу. Хотя этот прекрасный фильм идеологически нейтрален, православный заказ в нем чувствуется. А значит, такие картины вполне могут поставить на поток, а конвейерная продукция никогда не отличалась высоким качеством.  И в России возникнет новый жанр: житие-блокбастер... не дай Бог! Чуда хотим, а не фокусов.

Орда

Страна производства: Россия

Бюджет: 12 млн долларов

Режиссер: Андрей Прошкин

Автор сценария: Юрий Арабов

Художник-постановщик: Сергей Февралев

В главных ролях: Максим Суханов, Роза Хайруллина

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 9 из 10

СЦЕНАРИЙ: 8 из 10

РЕЖИССУРА: 8 из 10

share
print