Город

Что мешает построить хорошие дороги в Петербурге

20 сентября 2012 19:11 Нина Астафьева
версия для печати
Сегодня, 20 сентября, в Законодательном собрании Петербурга обсуждали транспортную ситуацию в нескольких районах: Приморском, Кировском и в Металлострое. Побывав на заседании, корреспондент «МР» понял, что именно мешает строительству в городе дорог – в нужных местах и нужной планировки.
Что мешает построить хорошие дороги в Петербурге Фото: flickr.com (sjdunphy)/википедия (Panther)/Дмитрий Кутиль

Строители VS дороги

Ситуация: появление новых жилых кварталов в районе Аннино, Горелово, а также развязок КАДа и Волхонского шоссе, появление нового путепровода - Лиговского.

Обсуждалось: обилие коммерческого транспорта на этих маршрутах при явной нехватке муниципального. Всему виной отчасти то, что наладить сообщение между городом и областью вообще довольно сложно. Но в 2013 году в районе, например, станции «Проспект Ветеранов» все-таки появятся несколько новых автобусных маршрутов.

Транспортные ученые неоднократно говорили о том, как полезно было бы обязать строительные компании оплачивать еще и монтаж светофоров. Но согласование светофора – процесс, занимающий месяцы, а то и годы, поскольку разрешение приходится получать примерно в 15 инстанциях. Например, светофор на углу Парашютной и Маршала Новикова жители просили еще два года назад. И он появится в 2013-м, когда соберет все нужные подписи.

Почему не работает схема, по которой монтаж светофоров оплачивают строительные компании - наглядно видно на примере «Юбилейного квартала» в Приморском районе.

Компании, воздвигающей «Юбилейный квартал» - 13 многоэтажных домов на 25 тысяч жителей – предписывалось оборудовать на углу проспектов Королева и Шуваловского автобусное кольцо. Сейчас там нет не то что кольца, но даже толковой автомобильной дороги – вернее, она есть, но не более одной полосы в каждую сторону. Временная дорога не освещается. «А теперь выясняется, - говорит депутат Алексей Палин, - что Смольный взял на себя и организацию освещения, и строительство новых дорог, то есть окончание проспектов Королева и Комендантского, хотя изначально вроде бы планировалось, что этим займется застройщик». Казалось бы: почему на строительную компанию пытаются «повесить» непрофильные траты? А дело в том, что Шуваловский проспект рано или поздно превратится из тупиковой трассы в одну из важнейших транспортных осей всего микрорайона. Во-первых, там построят метро (не важно, как оно будет называться – «Зоопарк» или «Шуваловский проспект»), и этот квартал станет «центровым». Во-вторых, могут реанимировать проект по превращению Шуваловского проспекта в вылетную трассу, соединяющую район Озера Долгое с Лахтой и Приморским шоссе.

В результате ситуация сложится примерно такая же, как на Юго-Западе. После появления нового квартала жители – 25 тысяч – начнут жаловаться на отсутствие в районе муниципальных автобусов. Но автобусам нужна дорога, а ее, получается, нет.

Автомобиль vs поезд

Все лето в городские комитеты и в приемные депутатов шли жалобы на железнодорожный переезд в Металлострое. Железнодорожная колея делит город, населенный 26 тысячами жителей, ровно пополам, а переезд между улицами Клубной и Труда – единственный на всю округу. А это не просто сообщение между двумя половинами города – это самый короткий путь от Колпина и прилегающих поселков до метро «Рыбацкое». И в сутки он закрывается больше ста раз: через переезд двигаются 65 пар поездов - электричек, товарных и скоростных. Как известно, для проезда «Сапсана» и «Аллегро» переезды принято закрывать минут на 15, для остальных поездов - на меньший промежуток времени. Летом, когда поток машин на дачу и обратно был особенно велик, ситуация стала коллапсной.

«Но что мы можем поделать, - заявили депутаты, - мы не можем диктовать условия Октябрьской железной дороге и требовать от них, чтобы те построили еще несколько переездов. Люди просят провести им легкорельсовую дорогу до Рыбацкого и продлить Софийскую улицу для промзоны. Они лучше нас знают ситуацию в районе и, что характерно, оценивают перспективы его развития. А он неминуемо будет расти, особенно промышленные кластеры».  

По оценке комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), вместо того чтобы просто продлевать и без того самую длинную улицу в городе – Софийскую – до прозон, было бы лучше точечно ее усовершенствовать в 8-ми местах. Для начала - соединить Софийскую улицу с Петрозаводским шоссе. Такой план был, но замер на станции проекта межевания. А в Колпино нужна развязка с трассой М-10 (Московское шоссе), которая обойдется в 20 миллиардов. И тоже – есть опасение, что деньги потратят, а район все равно будет стоять в пробках.

Администрация Петербурга неоднократно пыталась привлечь к софинансированию железнодорожных путепроводов менеджмент РЖД. Больше всего копий было сломано вокруг переездов на пути скоростных поездов (т.е. московское и выборгское направления) – закрываются они надолго, в результате копятся пробки. На Поклонногорской улице собираются строить монументальную развязку, но от ОЖД помощи не дождались. «Минтранс прислал письмо с разъяснениями: финансирование дорог в местах пересечения с железнодорожными путями осуществляется за счет субъекта, - говорит депутат Палин. – Что ж, составим еще одно обращение – в Госдуму, может, нам удастся скорректировать этот закон, если сами железнодорожники не хотят нам помогать».

Дороги vs жители

Классический пример - дом депутата Госдумы Владимира Пехтина, на Малой Десятинной улице. На этом участке нельзя строить жилые дома, но если депутату удастся в суде поменять статус участка, с ним придется договариваться при строительстве Магистрали № 7 (Арсенальная – Выборгское шоссе). Дорога пройдет в стороне от участка, но он попадет в санитарную зону, а значит, с Пехтиным придется как-то расплачиваться за неудобства – и все за счет налогоплательщиков.

«Но еще больше проблем нас ожидает с Удельным парком, - отметила представитель КРТИ Людмила Шапиро, - местные жители наверняка будут возмущены, а других вариантов – с обходом парка – у нас нет».

Развязка на Поклонногорской улице – которая избавит от стояния на железнодорожном переезде, с бессветофорным перекрестком Энгельса, Поклонногорской, Тореза и Северного – наверное, самый ожидаемый проект среди «северян». Развязка будет трехуровневой, причем на нижнем уровне, в тоннеле, пойдут трамваи. Линию легкорельса через несколько лет планируют увести аж до Парголова. Депутаты попросили довести ветку также до Северного кладбища. Все это существенно оздоровит транспортную ситуацию по всей оси от Парголово (где тоже, кстати, строятся новые жилмассивы) до Ланской. При одном условии: если граждане предпочтут трамвай личному транспорту. Автомобилисты так и не обретут вожделенной быстрой дороги в центр, потому что расширить Большой Сампсониевский проспект невозможно. 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 166

Все опросы…