Общество

Хорошо или плохо «стучать» на нарушителей ПДД

24 сентября 2012 10:55 Нина Астафьева
версия для печати
В редакцию «Моего района» обратился автолюбитель с жалобой на ГИБДД. Нет, он не стал жертвой несправедливого штрафа. Наоборот, его удивила пассивность и инертность сотрудников, которым он сам на блюдечке доставил несколько видеофайлов с записями грубых нарушений - а те не предприняли никаких шагов. Редакция решила разобраться, насколько активно действуют в Петербурге неравнодушные граждане-автомобилисты – жалуются ли они, по примеру европейских водителей, на нарушения соседей по трафику.
Хорошо или плохо «стучать» на нарушителей ПДД Фото: Trend/Дмитрий Кутиль

Опросы показали, что 2/3 водителей готовы послать такой сигнал, но почти треть жалобу называют доносом, а активистов – стукачами.

Если учесть, что в городе численность сотрудников ГИБДД – 1700 человек, и только половина из них работает на улицах, а машин – ровно в тысячу раз больше, то очевидно, что без помощи населения гаишникам не обойтись. Вопрос в том, готовы ли горожане попирать «водительскую солидарность» или они недостаточно европеизировались для этого.  

В Петербурге просигналить о нарушении ПДД довольно просто, это можно сделать на страничке управления ГИБДД: http://78.gibdd.ru/web/guest/requests/violation-complaint. Там находится подробная форма для заполнения жалоб. А еще на этой страничке указано, что ежегодно в Петербурге тысяча человек гибнет в результате ДТП, а 13 тысяч получают травмы.

В пресс-службе Управления ГИБДД по Петербургу и Ленобласти затруднились сказать, сколько именно сигналов они получают через этот ресурс. Приблизительно – несколько обращений за месяц. Заявление – а в нем указываются все паспортные данные заявителя и очень рекомендуется прикладывать фото- или видеофайл – обычно пересылается в местный отдел ГИБДД.

- И представляете, я отправил заказным письмом диск с записью, как этот джип едет по встречке, свое заявление с подписью, написал, что готов лично приехать и дать показания, а через полтора месяца получил ответ от замглавы ГИБДД, что мое обращение отправлено в район. Ну хорошо, но в районе-то сколько будут разбираться? – возмущается автолюбитель, обратившийся в редакцию «МР». - Срок давности по таким нарушениям – два месяца. Если водитель джипа-нарушителя проигнорирует повестку, его машину объявят в розыск, и это будет поистине страшное наказание. Но скорее всего, у него хватит ума явиться в райотдел и соврать, что за рулем его машины была какая-то другая персона. А ведь этот умник не просто нарушил правила, он едва не спровоцировал крупное ДТП, потому что выехал на встречную полосу в слепой зоне. Когда я рассказал об этом своим друзьям, они спрашивали, почему я так бешусь. Ладно бы получал процент от штрафа, а то ведь только ради принципа.

Добавим, что в водительском сообществе идею о том, чтобы «доброжелатель» получал процент от взысканного с нарушителя штрафа, обсуждают уже давно. Даже цифры предлагают – от 10% до 50%. Обсуждение, как и следовало ожидать, расцвело после июльского ужесточения Административного кодекса.

Видеорегистраторы обычно фиксируют четыре типа нарушений: проезд по встречке, неправильную парковку, поворот не из того ряда и проезд на красный свет. Заметим: только хорошие, дорогие регистраторы способны считывать государственный регистрационный знак чужой машины. С регистратором за тысячу рублей можно обезопасить самого себя – доказать, что ехал на зеленый или что не пересекал сплошную. А если водитель купил камеру за 5-10 тысяч рублей, способную распознать такую мелочь, как номера на соседних машинах, ему, естественно, захочется часть денег отбить…

«Я обязательно куплю камеру – не регистратор, а полноценную, своему дедушке. Он будет гулять с собакой и снимать, как на съезде с Тучкова моста машины стопорят правый ряд, стоя в нем, хотя им поворачивать налево. А потом он получит по 50 рублей за каждого нарушителя - хорошая прибавка к пенсии», - ерничает один из автомобилистов. Очень многие сказали, что готовы бескорыстно стучать на нарушителей парковки, что, в общем, и делают. Некоторые при этом не в курсе, что парковка на газонах – это к участковому, а, скажем, на местах для инвалидов – уже к ГИБДД. А вообще водители как люди опытные понимают, что единственный действенный способ добиться наказания для опасного лихача – поймать его сразу на дороге, то есть призвать на помощь ближайшего сотрудника ГИБДД.

Член координационного совета МООА «Свобода выбора» Александр Холодов напомнил, что при поездках в Финляндию петербуржцы почему-то помнят, что при грубом нарушении их легко сдадут в полицию другие участники движения, и ничуть из-за этого не возмущаются. «Сам я считаю, что сообщать о водителе, который несет реальную опасность для других, – ничуть не зазорно. Еду, меня обгоняет неадекватный водитель, которого бросает из стороны в сторону. Конечно, я посигналил фарами первой встреченной машине ГИБДД, она остановилась, и я передал приметы нарушителя. Дальше передали по рации, чтобы его задержали. Так было раза три. Или по 02 звоню, но это не так эффективно».

«Но если водитель будет постоянно трезвонить из-за руля, он сам попадет в категорию нарушителей, - размышляют другие активисты, - тем более штраф за разговоры по телефону за рулем собираются повысить».

Больше всего неравнодушных водителей напрягает то, что подача жалобы на нарушителя рано или поздно потребует личной явки. Люди вовсе не боятся приходить куда-то и подписываться – им просто некогда.

В Екатеринбурге удалось запустить более-менее работающую модель, при которой водители сообщают о нарушителях, а гаишники на эти сигналы реагируют. Уральский правозащитник Кирилл Форманчук рассказал, что сам он в месяц отсылает около 10 заявлений и почти по всем получает в срок ответ. В 90% случаев нарушителя ловят и карают. Но бывают исключения:

- Граждане прислали видео: некая машина выезжает на встречную полосу, чешет к перекрестку и, о чудо, за ним ее принимает инспектор. Видно, как водитель показывает гаишнику какое-то удостоверение, и тот его отпускает. Сигнал серьезный – налицо ведь попустительство, двойные стандарты. Вызывают гаишника. Тот отвечает, что остановил машину потому, что у нее не были включены фары, водитель начал совать свои права, а гаишник сказал только, не надо, мол, фары включите и езжайте дальше. А как же встречка? А гаишник ее не видел, он обратил на машину внимание только когда она к нему приблизилась. Знаете, мы поверили инспектору. На записи видно, что машина шла без фар, а после встречи с инспектором их включила. И мы не можем по видеозаписи сказать, куда на самом деле смотрел гаишник и зафиксировал ли он это злостное нарушение.

По словам Форманчука, водителям и ГИБДД Екатеринбурга удалось наладить диалог. Конечно, не сразу, но после того, как самого Форманчука избили в отделении полиции, начались сильные народные волнения, и милицейская (тогда еще) власть поняла, что общественное мнение в клетку не запрешь. Зато сейчас водители помогают инспекторам, а те – водителям. «Город у нас маленький, - резюмирует правозащитник, - всего полтора миллиона, а в Петербурге было бы сложнее. Зато теперь, если у ГИБДД есть свои видеозаписи нарушений, они приглашают меня и просят написать заявление, что это я стал свидетелем выезда на встречку и прислал им эту жалобу. Я так делаю – мне не жалко».

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 824

Все опросы…