Истории

На Малом проспекте Васильевского людей сталкивают на проезжую часть

В Петербурге начали реконструировать Малый проспект Васильевского острова. Ремонтные работы направлены на сужение тротуара и расширение проезжей части. Местные жители в трауре уже сейчас, зимой их печаль усилится, а после открытия второго выхода со «Спортивной» - достигнет апогея. «Мой район» разбирался, почему пешеходы оказались в столь невыгодном положении и как эта тенденция распространилась по всему городу.

«Улицы,  созданные пешеходами,  перешли  во  власть автомобилистов. Мостовые стали вдвое шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли.  И
пешеходы стали испуганно жаться к стенам домов. В большом городе пешеходы ведут мученическую жизнь. Для них ввели  некое транспортное  гетто».

Для жителей экс-столичного Петербурга тротуар шириной с бандероль совсем недавно был гротескной страшилкой вполне в духе Ильфа и Петрова. По крайней мере, на проспектах, являющих собой лицо города. Узкие улочки Петроградской стороны или района вокруг Чернышевской, конечно, давали помучиться, но здесь претензии следовало адресовать дореволюционным застройщикам.

Рост автомобильного движения подвиг городских чиновников на перекраивание дорожной сети. За 10 лет несколько улиц перестроили таким образом, чтобы превратить часть тротуара либо в парковочный ряд (как для параллельной парковки, так для парковки «елочкой»), либо в обычный ряд для движения автомобилей. Велодорожек, которых так вожделели физически развитые петербуржцы, не появилось, как раз потому, что забирать под них часть тротуара или проезжей части – не слишком обоснованное расточительство. Но на Садовой – в самой оживленной ее части, от Невского до Ломоносова, забрали часть тротуара для обустройства автопарковки. Парковочные места занимают от силы 10 машин, а людей, которые за 8-часовой рабочий день проходят по этому участку – в тысячи раз больше. В среднем – по одному человеку в минуту.

  • IMG_1693.JPG

    фото: А.Козьмин

  • IMG_1667.JPG

    фото: А.Козьмин

  • IMG_1672.JPG

    фото: А.Козьмин

  • IMG_1679.JPG

    фото: А.Козьмин

  • IMG_1680.JPG

    фото: А.Козьмин

  • IMG_1681.JPG

    фото: А.Козьмин

  • IMG_1684.JPG

    фото: А.Козьмин

  • IMG_1685.JPG

    фото: А.Козьмин

  • IMG_1686.JPG

    фото: А.Козьмин

  • IMG_1687.JPG

    фото: А.Козьмин

  • IMG_1688.JPG

    фото: А.Козьмин

  • IMG_1689.JPG

    фото: А.Козьмин

  • IMG_1691.JPG

    фото: А.Козьмин

  • IMG_1692.JPG

    фото: А.Козьмин

И вот аналогичная беда настигла василеостровцев. Как сообщают местные жители, тротуар вовсю суживают на Малом проспекте, от 6-й линии до набережной Макарова. «Ширина нового тротуара будет составлять чуть более 1 м, а с учетом вынесенных водостоков и электрощитовых пешеходам для прохода выделено около 70 см, - рассказал василеостровец Михаил. - Интересно, какими нормами руководствовались при принятии данного решения, а самое главное для чего? Для ликвидации плотного движения на Малом и увеличения числа парковочных мест?! Да, на Васильевском сложная транспортная обстановка, но это в большей степени от плохого сообщения с другими районами, а не из-за числа полос и отсутствия парковок, хотя для строительства паркингов есть места."

Добавим, что у дорожных строителей была возможность слегка разгрузить проблемный перекресток Малого проспекта и 9-й линии, когда на четной стороне проспекта ликвидировали сквер ради постройки бизнес-центра. Если бы часть территории была тогда выделена под строительство одной право-поворотной полосы для Малого, стояние на светофоре сократилось бы на несколько циклов. Правда, проспект все равно мертво встал бы при повороте на набережную. Именно эту проблему – глухую пробку при повороте на набережную Макарова – разрешают теперь дорожные строители. Тротуар, по которому в час проходит от 700 до 1000 человек, принесен в жертву. Тысяча прохожих в час – не слишком много (по сравнению с Садовой улицей), но все изменится через год.

«При условии, что строится второй выход со станции метро "Спортивная" (напомним, он появится на набережной почти в створе Малого проспекта), поток пешеходов значительно увеличится, - продолжает Михаил. - Данная реконструкция абсолютно не обоснована, поток людей пойдет по проезжей части. Кроме того, молодой маме с коляской для одного ребенка придется быть асом в управлении, чтобы не оказаться на проезжей части, так как средняя ширина колесной базы коляски - 60 см. Счастливым родителям двойни придется ехать уже по проезжей части. Дело усугубится зимой, наледь на кровле будет нависать над головами людей, а наледь под водостоками превратит тротуар в каток, и у людей не будет другого выбора как идти по проезжей части…»

Этот крик о помощи «Мой район» переслал в василеостровскую администрацию, но оттуда пока не ответили. В заключение читатель напомнил, что на участке от 6-й линии до набережной Макарова расположены 2 детских сада (Малый, 6 и Малый, 15) и подростковый клуб (Малый 14), а на 2-3 линиях – школа и поликлиника. Поликлиника обслуживает весь микрорайон – значит, зимой старички и старушки будут брести по обледенелому тротуару несколько сотен метров, а потом отстирывать забрызганную одежду.

«У нас уже перенесли из-за этого ремонта остановку 47-го автобуса, - рассказала Татьяна, жительница дома 6 по Малому проспекту. – Сначала он останавливался на набережной, теперь ходит по 2-3 линии, а остановку сделали у нашего дома. Но он там не останавливается. Ходить невозможно, ездить невозможно…»

Корреспондент «МР» имел возможность оценить тротуары Малого проспекта – они действительно были удобны даже в очень снежные зимы. Так что от мысли, что шествие по ним превратится в экстрим, подобный прохождению через какой-нибудь Артиллерийский переулок, становится действительно тошно. Кроме того, в районе много собаководов, и иногда питомцы оставляют следы посередине тротуара. Раньше обойти их не составляло труда. Теперь, конечно, сложнее.

Между тем, автодорожный СНИП (строительные нормы и правила) давно расписал правила по ширине тротуаров – для магистральных улиц городского значения (3,375 метра), улиц районного значения (2,25 метра), обычных улиц (1,68 метра), улиц в промзонах (1,1 метра). Про то, как петербургские строители и чиновники допускают «пересортицу регламентов», «МР» уже писал. Так что одну из трех главных улиц всего Василеостровского района ничего не стоит объявить проездом внутри промзоны. В отличие от Садовой, где сужение тротуара наблюдается лишь на одном участке, на Малом проспекте обустроили «гетто» на протяжении нескольких кварталов. Выглядит это настолько несуразно, что просто не верится: неужели такое действительно собираются оставить навсегда? Но ни единого информационного щита в этом месте не появилось.

Редакция «МР» не сомневается в том, что парковочные ряды на Садовой – дело нужное, но через несколько лет в Петербурге все равно введут платную парковку, и эта проблема отпадет. Расширение дороги перед набережной Макарова – своевременный шаг (хоть набережную и закроют скоро до 2013 года) – но в городе уже ищут подрядчика для Серного моста, так что пробочная засада на Малом проспекте скоро рассосется. Не спасет Серный – поможет ЗСД. А пешеходы так и останутся в гетто. Не может быть, чтобы власти этого не понимали, когда шли на прямое нарушение СНИП. Уж не следует ли нам ждать, что лишняя полоса превратится, например, в платную парковку?

В последнее время искусственное выдавливание пешеходов из городского пространства наблюдается на нескольких, наиболее дорогих улицах, куда магнитом тянет и бизнес, и пешеходов, и покупателей элитной недвижимости. Так произошло, например, на канале Грибоедова: в некоторых местах кусок набережной естественным образом превратился в парковку, а пешеходам места не нашлось.

P.S. Если составить рейтинг узурпаторов - врагов пешеходов, то автомобили окажутся в нем отнюдь не на первом месте. Лидер всех антипатий – объекты наружной рекламы, которые влегкую суживают тротуар в 2 раза, а то и вовсе делают его непроходимым. На втором месте – кафе с террасами и наружные лесенки в магазины, расположенные в бельэтажах. Кроме того, немало хлопот доставляют мусорные бачки, также выставленные на тротуарах.

share
print