Истории

Никто не просил: квитанции за свет принесут на дом, но заплатим за них мы

Петербуржцам начали рассылать квитанции об оплате за электроэнергию. К концу года 1,2 млн из полутора миллионов петербургских квартировладельцев будут платить за свет посредством квитанций, а не так как привыкли – заполняя карточку на платежном пункте. Дирекция «Петроэлектросбыта» не скрывает, что расходы за сервис – доставку квитанций на дом – все равно возложат на потребителей.

Белые квитанции «Петроэлектросбыта» стали приходить гражданам еще в 2009 году – правда, очень небольшой части населения, тысячам 20-ти. Почти сразу выяснилось, что деньги по ним собираются лучше. В июне к новой системе подключили еще 200 тысяч потребителей, в августе – 640 тысяч, наконец, в сентябре-октябре количество квитанций доведут до 1200000. Это почти весь город. Квитанция снабжена штрих-кодом, с помощью которого можно оплачивать услуги в терминалах ПЭС. А вот в терминалах «Сбербанка», говорят энергетики, пока рано, потому что тамошний терминал не умеет принимать показания с электрического счетчика. Со счетчика воды – умеет, с электрического пока нет.

Получив белую квитанцию, скажем, на 1000 рублей, гражданин списывает данные со своего счетчика в эту квитанцию, относит ее в пункт ПЭС и платит – или оператору, или в терминале. Показания со счетчика учтут при составлении следующей квитанции. Также можно пользоваться банковским терминалом, но тогда электроэнергию посчитают по среднему тарифу, а это обидно для тех, кто расходует мало. Можно сообщить цифры со счетчика по телефону горячей линии ПЭС, но он хронически занят. И наконец, можно подождать нового года, а в декабре на сайте ПЭС откроются личные кабинеты. Заводи «кабинет», вноси цифры со счетчика… вот только оплату банковской картой через сеть еще нескоро наладят.

Отделений «Петроэлектросбыта» меньше, чем «Сбербанка», но недавно терминалы стали устанавливать в гипермаркетах «Окей» и «Лента». Хотя многие обитатели окраин по-прежнему жалуются, что не платят за энергию, потому что идти в офис ПЭС долго и муторно. Хотя на самом деле им просто не вспоминают про эту почетную обязанность. А с квитанцией будут вспоминать чаще. По крайней мере, до того как просрочат три месяца и дождутся что по домашнему телефону начинает названивать женщина-робот.

Те 20% петербуржцев, которые любезно платят за электроэнергию вперед, получат квитанции с цифрой 0. И будут их получать, пока им не насчитают сумму большую, чем осталось на счету, причем, считать будут опять-таки из расчета среднего потребления. Но для тех, кто тратит меньше, требуется только сообщить цифры со счетчика, и им сделают перерасчет.

В сентябре многие петербуржцы возмутились: им пришли счета на большие, чем ожидалось, цифры, а дозвониться в ПЭС оказалось трудно до невозможности. Корреспондент «МР» тоже попробовал. Семь раз подряд (насколько хватило терпения) слушал сообщение о перегруженности линии («перезвоните позже»), потом соединение произошло, полилась музыка, которую слушали еще минут 10. В общем, приятное развлечение для пенсионеров… И это сейчас, а что будет, когда со своими вопросами на линию обрушится хотя бы половина из 1,2 млн квартировладельцев?

Отметим, что подавляющее большинство платит за электроэнергию в срок. Только 3% удостаиваются такой чести как телефонное оповещение. И менее 1% умудряются задолжать 5 тысяч рублей и больше, так что судебные приставы ограничивают им выезд за границу. При оплате новых квитанций, как и раньше, все будет зависеть от честности пользователя, который сам вписывает цифры в квитанции. Раз в год сотрудники ПЭС сами считывают со счетчика показания, но в некоторые квартиры они могут не попасть годами. И что там на самом деле показывает счетчик – даже не догадываются.

«Если счетчик не на лестнице, а в квартире, его нужно инспектировать раз в год, - сказал заместитель генерального директора по развитию ЗАО «Петроэлектросбыт» Евгений Новоселок. – Допустим, сотрудники ПЭС не могут застать хозяина и попасть в квартиру. Они будут звонить ему по домашнему телефону. Не дозвонятся – придут лично, в том числе в выходной. Все равно не смогут попасть – составят квитанцию по средней норме. В городе 80 тысяч квартир, которые мы уже подключили к новейшей системе учета, так что без всяких квартирных счетчиков мы сразу получаем информацию, сколько киловатт там было потрачено. Когда-нибудь мы охватим этой сетью весь город, но пока это дорогое удовольствие. Печатать и разносить квитанции – дешевле». Представители ПЭС так и не объяснили, что делать с теми пользователями, которые вписывают в квитанцию 50 киловатт, исправно платят, а на самом деле тратят больше, но доказать это не дают. Скорее всего, ничего, ибо вламываться в дом с полицией из-за показаний счетчика у нас как-то не принято. Но если уж придут и обнаружат недоплату, то сделают перерасчет. А вот штрафовать таких хитрецов у нас не принято. Но вообще с энергетиками лучше не ссориться. Им ничего не стоит пустить под нож все ваши расчеты, составив акт о порче пломбы на приборе – тогда выяснится, что счетчик был неисправен, поэтому платить надо по среднему.

Кстати, об оплате. Нанимать своих «35 тысяч одних курьеров» или договариваться с жилкомсервисами, чтобы те разносили квитанции, энергетики не стали. Они заключили договор с «Почтой России». В среднем, это обойдется потребителю в три рубля с каждой квитанции, по стоимости одного киловатт-часа. Если учесть, что среднее потребление у нас – 300 квч, то эти  три рубля – около 0,3% от стоимости услуги. Да, заявили энергетики, мы будем ходатайствовать перед Комитетом по тарифам об увеличении тарифа на энергию, но не сразу. После нового года. А пока оплатим расходы из собственных средств.

share
print