Истории

Районы Петербурга, в которых удобнее всего жить: рейтинг

Кому-то нравится жить в центре, а кому-то – по краям. Кто-то предпочитает исторические кварталы, а его сосед по офису – зелень и современные дома. Но есть несколько правил жизни, которые обязательны для любого района. «Мой район» разбирался, где в Петербурге наиболее комфортабельно живется, исходя из критериев старательности муниципальных властей, аккуратности самих жителей, условий для малого бизнеса и энергии представителей райадминистрации.

Лидером в нашем антирейтинге стал Кировский район. Во-первых, местные гопники, в том числе с эстетическими наклонностями (граффитисты) регулярно ломают скамейки, портят клумбы, изрисовывают всё вертикальное и топчут всё горизонтальное. Во-вторых (и в главных), местные власти шикарно владеют искусством футбольного паса: пасуют перед работой и всеми силами пытаются переслать направленную им жалобу в другую инстанцию. Муниципалы – в район, район – в управление садово-паркового хозяйства. Даже если речь идет всего лишь о просто дворовом газоне, который требуется защитить от агрессивных автомобилистов. По словам организатора сайта «Красивый Петербург» Красимира Врански, газоны – если это действительно место, где произрастает трава, а не только грязь - надо защищать уже сейчас, потому что губернатор Полтавченко уже высказал пожелание: не штрафовать водителей, первый раз попавшихся на газонной парковке. Тот факт, что и так штрафуют за этот «подвиг» от силы 1% автомобилистов, губернатора не смущает, а вот людей, которые глотают разлетающуюся по воздуху пыль, – очень.

- Но бывают странные исключения, - говорит Красимир. – Вот наши ребята нанесли визит на Канонерский остров, сфотографировали все тамошние разрушения. На следующее утро был скандал с главой администрации, который заявлял, что мы его чуть ли не оклеветали. Мы его вежливо выслушали, снова приехали на Канонерский и с удивлением увидели целые толпы людей с тачками, лопатами, саженцами, кистями и красками. Думаю, за один день угарной работы они засыпали почти все ямы, закрасили всю похабщину и даже починили детские площадки. Так что с чиновниками получается вести диалог.

Невский район, особенно левобережная часть, выглядит порой еще жутче, хотя, говорят активисты, в этом местные власти не виноваты: таким он им достался. По словам Врански, руководители Невского, Приморского и Адмиралтейского районов наиболее внимательно слушают критику и сразу стремятся исправлять недочеты. А не кивают на годовой бюджет и отсутствие в нем денег, как это делают, например, во Фрунзенском районе.

Правда, спешка не всегда оказывается верной. Так, одна из главных улиц Невского района – Ивановская – недавно украсилась лужей чудной ширины и глубины. Летом ее не было. Дело в том, что власти решили поменять асфальт, но уложили его таким образом, что он просел. И вот результат.

Итак, всевозможная техническая инфраструктура, начиная от тротуаров и заканчивая скамейками, лучше всего развита в Приморском, Фрунзенском и Центральном районах.

Экономическая – это магазины шаговой доступности, пункты приема оплаты за сотовые телефоны, всевозможные бытовые службы, обувные мастерские - в Василеостровском и Петроградском районах. Центральный - нет:  много ли вы знаете продуктовых магазинов на Невском или Литейном?

«В спальных районах строят огромные гипермаркеты, в лучшем случае – супермаркеты, один на несколько кварталов, - говорит преподаватель курса  «дизайн среды» в СПбГУ Юлия Колесова. – А между тем, многим было бы удобнее заходить в маленький магазичник, где выбор поменьше, зато он в самом доме, и очереди нет».

Эстетическая составляющая – штука субъективная: кому-то нравится дышать стариной, а кому-то – наслаждаться видом новых зданий – город предоставляет равные возможности. Директор Бюро межевания городских территорий Павел Никонов свои пристрастия описал так: «Лучше всего жить на Петроградской стороне, причем, не на островах, которые стали чересчур гламурными, а в старой части. На второе место я бы поставил Васильевский остров, а потом Центральный район. Адмиралтейский – на четвертое. Остальные районы, те, что называются спальными, я вообще не рассматриваю как пригодные для жилья.

Петроградская сторона насыщена культурой и в то же время здесь чувствуется уединение. Раньше я жил на Невском – и должен сказать: не очень-то это комфортно, когда выходишь на улицу и сразу попадаешь в толпу, в окружение машин. Даже те, кому нравится быть в суете, чувствуют себя не в своей тарелке, потому что требуется хоть какой-то переход между квартирой и кипящей жизнью Невского. А на Петроградской такой переход чувствуется. Самая серьезная проблема центральных районов – наружная реклама. Ее как-то умудряются устанавливать так, что щиты ломают перспективы улиц, так что ни одной приличной фотографии сделать не можешь…»

Свою озабоченность по поводу современной городской красоты высказал и главный редактор архитектурного журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов. «Городу нужна грамотная эстетическая политика. Кто придумал, что стены в подъездах исторического центра надо красить в зеленый цвет? Никто не знает, но красят – уже лет 70. Почему у нас такие одинаковые столбы уличного освещения? Неужели в районах не хотят блеснуть оригинальностью и заменить их на другие? Почему такие похожие детские площадки? Посмотрите на финнов – они стараются все делать нестандартно и не похоже на соседей».  

Иногда муниципальные власти так стараются угодить гражданам, что... совершенно их не слушают. Умный ремонт, говорит Юлия Колесова, это когда дорожки прокладываются на месте уже существующих, где люди вытоптали их сами. А у нас любят устроить детскую площадку там, где или нет жилых домов и, соответственно, детей, или им трудно будет до нее добраться. Обычно жители двора узнают о благоустройстве, когда его уже начали проводить, а с ними не посоветовались. И в результате во дворе делают совсем не то, что надо. Скажем, импровизированное детское футбольное поле застраивают горками и песочницами. Мостят тротуар и вместо того, чтобы сделать его удобным для пешеходов и велосипедистов, используют плитку.

«Хуже всего, - говорит Юлия, - от нее тем, у кого вместо ног колеса – это велосипедисты, инвалиды, мамы с колясками и туристы с колесными чемоданами. Им трудно идти по плитке и трудно восходить на поребрик. Потому что поребрики сейчас специально стали делать очень высокими – оставляют запас для ремонта. Не секрет, что раз в 3-5 лет асфальт на тротуарах меняют. Слой поднимается и через 2-3 починки оказывается вровень с бордюром. Вот для этого – чтобы не наращивать потом бордюр, ибо это сложно - поребрики изначально делают очень высокими. Во-первых, это неудобно для автомобилистов, которые ставят машины на бордюр левыми колесами (а в некоторых хрущевочных дворах иначе и не запаркуешься), но это, в конце концов, их проблемы. А вот мам с колясками стоило бы пожалеть».

Отметим, что как бы петербуржцы не критиковали ответственные за красоту и удобства службы, горожане отмечают: нам есть куда падать. Когда в Петербург приезжают гости из провинций, они восхищаются красотой и порядком и не понимают наших возмущений. Но мы-то привыкли ездить в Хельсинки и любоваться порядком там…

share
print