Истории

Как трудоустраиваются студенты, выучившиеся на чиновников

Вчерашние школьники мечтают о карьере чиновника. Конкурс на обучение государственному и муниципальному управлению был в этом году одним из самых высоких в петербургских вузах. Оправдывают ли себя надежды на власть и богатство - «МР» спросил у выпускников Академии госслужбы разных лет.

Роман Боярков,

Окончил вуз в 2007

Работает: Национальный исследовательский университет Высшей школы экономики,  преподаватель.

Со школы я занимался общественной работой, вуз выбрал сам.

В конце 5 курса меня пригласили работать в Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, на самую скромную должность - специалиста 1-й категории. Через год стал ведущим специалистом, еще через 1,5 года - главным. Быстро рассеялся миф, что это легкая и высокооплачиваемая работа. Это очень сложная работа. Объем информации, которую нужно держать в голове – огромный. Очень много процедур, бумаг, которые не работают на результат, а нужны непонятно зачем. Мы работали с 9 утра и до упора, один раз пришлось даже ночевать.

Мы помогали фестивалю «Добрый Питер», сделали две ярмарки социальных проектов НКО, помогали становлению волонтерского движения в городе.

Потом я понял, что всё, что можно получить в этом комитете в плане профессионального развития, я получил - и оставил госслужбу. Сейчас я преподаю, занимаюсь тренингами, коучингом, открыл свой бизнес.

Но планирую в будущем работать на госслужбе. В английском языке в аналогичном понятии нет слова «государство». Там «паблик» - это общественный. То есть люди, служащие обществу. У нас другая традиция: важнее государство, чем человек. Я в своей работе стремился реализовать как раз близкую мне западную модель.

 

Никита Александров,

Окончил вуз в 2011

Работает: председатель Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями.

У меня как-то с самого детства было желание улучшать жизнь людей.

Сначала это была активная общественная работа в Ассоциации молодежных правительств. Это общественная организация, которую мы построили за три года. Распространили опыт нашего региона на 56 регионов! А теперь появились ресурсы, чтобы со стороны органа власти помочь молодежным инициативам.

Самое сложное в работе – обеспечить воплощение всех идей молодежи, иногда приходится что-то корректировать.

Из тех ребят, с которыми мы учились вместе, процентов 20-30 работают в госструктурах.

Мотивации две, говорю абсолютно откровенно. Первая –  изменить мир вокруг себя, сделать его лучше. Это же мир, в котором живут твои родители, будут жить дети, жены. Вторая – это стабильность, которую дает госслужба и на которую молодые управленцы рассчитывают.

Инна Голубева (имя изменено),

Окончила вуз в 2008

Работает: event-менеджер.

Я хотела быть психологом, в Академии госслужбы была специальность «психология управления». Это определило мой выбор.

Многие студенты считают, что их ждёт золотая кормушка. Я видела, как деградируют первокурсники в моём вузе: некоторые прямо говорили, что хотят жить на откатах. А тех, кто искренне мечтал о благоденствии в государстве, было невероятно мало.

После академии я работала в госструктуре. Сначала развеялся миф, что быть госслужащим - это круто. Это скучно, увы. Госслужащие ничего не создают, они ищут тех, кто создаст. Во мне частенько закипал праведный гнев в отношении многих законов и преобразований, да и всего того безумия, которое ведёт страну к деградации. Откуда у простого госслужащего Мерседес за 1,5 миллиона? Хотя есть и много хороших чиновников, которые действительно любят свою страну и хотят сделать для неё как можно больше. Но сидят они на своих местах «специалиста низшей категории» на смешной зарплате годы и годы.

Сейчас я работаю event-менеджером в коммуникационном агентстве. Организую различные мероприятия для бизнес структур: открытия заводов, презентации.

Любовь Янченко,

Окончила вуз в 2010

Работает: специалист 1 категории отдела районного хозяйства администрации Колпинского района.

Профессию я выбрала из-за ее социальной защищенности, родители мой выбор одобрили. После первой же практики стало понятно, что обучение в академии и работа на государственной службе - это разные вещи. Например, не хватает навыка делового письма: письма и доклады, которые необходимо составлять, кардинально отличаются от всего, что мы писали в вузе.

Работу я нашла сама, а после практики мне предложили постоянное место. В большинстве случаев без знакомств на госслужбу не попасть, мой случай скорее исключение. Однако «рабочие лошадки» нужны везде. Если ты готов и способен хорошо и много работать - шанс попасть в государственные органы власти у тебя есть.

Основной плюс данной работы - стабильность и социальные гарантии, основной минус - это, конечно же, заработная плата. Много зарабатывают только чиновники высшего уровня федеральной власти. Простым служащим более чем на 20 тысяч рассчитывать не стоит. А объем работы очень большой. Но я все равно планирую остаться на государственной службе, хочу получить повышение.

Марина Егорова (имя изменено)

Окончила вуз в 1999 года

Работает: руководителем фирм.

Я поступала на эту специальность в начале 1990-х. В воздухе пахло переменами, нам тоже хотелось принять участие в происходящем.

Примерно на 2-3-м курсе пришло понимание, что мы получаем классное образование, но управленцы в возрасте 22-23 года никому не нужны. Мы начали подрабатывать. Я устроилась на работу в государственное учреждение при одном из питерских комитетов администрации. Зарплата была копеечная, но и работка - непыльная. Меня там научили пользоваться компьютером и оргтехникой (тогда они еще только появлялись), составлять различные аналитические отчеты. И - отбили желание работать в госструктурах.

Мои однокурсники подрабатывали на выборах, потом продолжали работать с победившим кандидатом. Есть успешные журналисты. Многие вернулись к себе в регионы и работают в администрациях. Некоторые начали свой бизнес. У всех по-разному сложилась жизнь, но все стали успешными людьми. Что такое госслужба? По сути - тот же менеджмент. Нас учили видеть и решать проблему в комплексе, ставить цели, задачи, прорабатывать способы решения этих задач, оценивать риски, внешние факторы, управлять человеческими ресурсами и достигать результата.

Справка:

Если в 2011 году конкурс на направление «Государственное и муниципальное управление» в Академии госслужбы составлял 26  человек на место, то в этом году – 48. В университете сервиса и экономики на ту специальность за бюджетное место соревновались уже 135 человек.

share
print