Истории

Нидерландские художники о Купчино: «Много пространства и сквозняков»

Реновация исторического центра Петербурга может привести к тому, что жители обновленных кварталов уступят пространство более состоятельным горожанам. Публичное пространство формирует особый образ жизни и культуру протеста. Наконец, публичное пространство сокращается и переходит в руки частных владельцев – это проблема для европейских городов. Такие выводы можно сделать из лекции художников «Бик ван дер Пол», которые посетили Петербург, а конкретно – Купчино, ради некоего инновационного урбанистического проекта.

Нидерландская группа художников «Бик ван дер Пол» (по фамилиям участников – Лисбет Бик и Йоса ванд дер Пола) собирается реализовать секретный проект в Купчино. Что он собой представляет – примерно понятно из лекции, которую художники прочитали в лофт-проекте «Этажи». Лекция посвящена публичному пространству – паркам, скверам, площадям, которые принадлежат всем, а не конкретному владельцу.

Например, на родине Лисбет и Йос реализовали проект «19». Пространство в форме огромной полицейской машины они сами называют культурной полицией. Когда в Нидерландах разрешалось сквоттировать (занимать без санкции властей) любые пространства, деревянный фургон путешествовал по стране, принимая разных гостей. Словенский художник готовил в нем суп из ингредиентов, которые приносили люди в округе – от овощей, выращенных на собственном огороде, до продуктов, о которых ничего определенного сказать нельзя. «Получилось в целом вкусно», – говорит Йос из вежливости к словенцу. Многодетный отец, в свою очередь, устроил в фургоне кинотеатр. Деревянная коробка неплохо обставлена, экологична, подключена к интернету. Возможно, на ней получилось бы сплавляться по воде.

  • IMG_1852.jpg

    Фото: Андрей Сошников

  • IMG_1860.jpg

    Фото: Андрей Сошников

  • IMG_1861.jpg

    Фото: Андрей Сошников

  • IMG_1868.jpg

    Фото: Андрей Сошников

  • IMG_1875.jpg

    Фото: Андрей Сошников



Другой интересный опыт – использование в качестве общественного пространства заброшенного стадиона в Ирландии. Стадион предназначался для кельтского футбола и должен был символизировать гордость ирландского народа. Поле для агрессивного кельтского футбола шире, чем для английского (и российского). Загвоздка в том, что за время строительства отношения с вероломными англичанами наладились. Про кельтский футбол, а соответственно и стадион, забыли. Он пустует. «Бик ван дер Пол» превратили развалину в арт-объект. Гигантский белый купол за пределами стадиона власти не одобрили – мешает парковаться. Тогда в рамках благотворительного проекта шар отдали детям. Они играют на поле невиданных размеров мячом, который в десятки раз больше, чем они сами.



Что представляет собой Купчино, и как может развиваться Петербург - «Мой район» узнал у самих Лисбет и Йоса.

МР: Поделитесь впечатлениями об организации общественного пространства в Петербурге.

Лисбет Бик: Мы прибыли в Петербург пару дней назад, чтобы реализовать некий проект в Купчно. Какой именно – говорить пока рано. Прошлись по району и обнаружили, что там большие кварталы, много открытого пространства, сквозняков. Много пространства, которое я бы определила как парки. Есть где погулять и припарковать машину. И масса пустого, неиспользуемого пространства, которое вряд ли кому-то принадлежит. Я не большой специалист в истории Советского Союза и не в курсе, как и какие территории у вас использовались под общественные нужды. Интересно будет углубиться в этот вопрос.

МР: У нас обсуждается программа реновации исторического центра. Одна архитектурная компания предложила вывести первые этажи зданий, в том числе жилье и магазины, для общественного пользования. Что нужно учитывать, проводя такую реновацию?

Лисбет Бик: В Нидерландах мы сталкиваемся с невиданным сокращением публичного пространства. Я говорю не только об улицах, парках, зеленых насаждениях, пейзажах… Даже информация приватизируется и принадлежит уже не обществу, а конкретному юридическому лицу. Возвращение вещей, или сфер, или пространства обществу – это достаточно старая дискуссия. Отсылаю вас к работам шотландского социального географа Нила Смита. Он рассказывает, как публичное пространство постепенно становится частным.

Йос ванд дер Пол: В Нью-Йорке, где мы работали в конце 90-х, идет дискуссия о доступном жилье. Доступность всегда зависит от района, в котором оно расположено. Если уровень благосостояния высокий, то и посредственное доступное жилье стоит дорого. Хороший лозунг – давайте строить больше доступного жилья! Но как только район джентрифицируется (gentrification, реконструкция и обновление нефешенебельных городских кварталов – прим. «МР»), туда приходят богатые люди. Значит, больше небогатых людей вынуждены оттуда уезжать.

МР: У вас был опыт организации пространства для чего-то вроде «оккупая» в Новой Зеландии. Существует ли связь между архитектурой и гражданским обществом, гражданским протестом?

Лисбет Бик: Всегда интересно погрузиться в историю места, разобраться, что происходит в государстве… Почему в таких городах, как Окленд (Новая Зеландия), не протестуют так, как в 70-е годы? Людям требовалось публичное пространство не только для демократических собраний, но и для простых посиделок. Публичное пространство – часть свободы как таковой. Что ты делаешь в этом пространстве, какие ограничения установлены… Отсутствие протестов не значит, что у молодежи поубавилось критического мышления. Обратите внимание, как она расходует свое время, как учится. Время расписано от и до, как церемониал. Цены за учебу, жилье и еду все более и более высокие. Чтобы получить диплом, нужно торопиться. Не остается времени на то, чтобы тусоваться, не говоря уже про демократический процесс. В то же время растет число иностранных студентов. После обучения они возвращаются к себе, не становятся частью местного сообщества, их не волнует будущее. Критическая масса становится меньше. Эти вещи имеют огромное значение для публичного пространства.

share
print