Истории

Гид по театральному фестивалю «Балтийский дом»

В Петербурге 9 октября открывается главный театральный фестиваль года - «Балтийский дом». Программу лучшего петербургского театрального фестиваля в этом году хочется уподобить сбалансированному меню в хорошем ресторане: оно разнообразно, но не перегружено, оно удовлетворит и сторонников знакомых традиционных рецептов, и охотников до экзотических пикантных вкусов. «Мой район» поможет выбрать лучшее.

Как всегда, для красоты организаторы придумали некую общую тему, которая будто бы объединяет собранные в афише спектакли. В этом году фестиваль посвятили грядущему 150-летию со дня рождения Станиславского и, уцепившись за круглую дату и за название «Московский художественный общедоступный театр», решили подискутировать на тему художественности и общедоступности: противоречат ли они друг другу? Однако публика ведь не концепции потребляет — она смотрит спектакли. Так что, не вдаваясь в полемику, поглядим лучше, от чего есть основания ждать этой самой художественности, а что вряд ли общедоступно.

Открывается фестиваль фирменным для него Някрошюсом. Именно «Балтийскому дому» мы обязаны знакомством с практически полным собранием сочинений великого режиссера. И благодаря этому растянувшемуся на десятилетия знакомству можем обозреть его эволюцию. Она состоит в том, что эстетика, театральный язык литовского гения остаются неизменными — он сочиняет спектакли как самостоятельный сценический текст, который ближе всего к музыке и поэзии. Текст этот соткан из текучих ритмов, пластических мелодий, игры настоящими фактурами материалов, легендарных, уже вошедших в историю и раздерганных на цитаты метафор. Однако постепенно воздух спектаклей Някрошюса становился все более разреженным, напряжение их падало, и зрительское наслаждение превращалось в непростой труд.

Но все равно этот труд надо себе дать, хотя новая работа мастера в его театре «Мено Фортас» — «Божественная комедия» идет 4,5 часа. Судя по отзывам (спектакль уже показали в Москве), он не войдет в список главных созданий Някрошюса, но даже не главное у мастера стоит целых театров и режиссерских биографий.

Кроме Данте будет много Шекспира и Чехова — в весьма вольных интерпретациях. Люк Персеваль, бельгийский режиссер, чьи изумительные спектакли, спасибо «Балтдому», мы не раз видели, нынче привозит «Вишневый сад», сделанный им в гамбургском театре «Талия» (17 октября). Будьте готовы к тому, что хрестоматийный текст переписан, но охальник и хулиган Персеваль, издеваясь над буквой Чехова, каким-то загадочным образом умеет вызвать его дух. Смотреть обязательно.

В так называемом современном искусстве, где победили маркетинг и PR, поди отличи действительно авангардное, поиск новых форм, нового языка от впаривания многозначительной раздувшейся ерунды производства всяких жуликов и шарлатанов. Насчет «Дяди Вани», которого Андрий Жолдак поставил в Klockriketeatern (Хельсинки), организаторы обещают, будто это «абсолютно новый Жолдак». Но лично я — как Собакевич в «Мертвых душах»: «Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот». А вы решайте сами. 11, 12 октября.

Оскарас Коршуновас — ни в коем случае не шарлатан и не жулик, хотя поставленное им у нас в Александринском театре «Укрощение строптивой» удалось не слишком. Будем надеяться, это впечатление сгладит другой его шекспировский спектакль — «Миранда» (по «Буре», театр ОКТ, Вильнюс, закрытие фестиваля 20 октября). Отличный режиссер Эльмо Нюганен — также наш старый знакомец: помимо гастрольных спектаклей, многим памятна его «Аркадия», шедшая в БДТ. Сейчас на фестивале — инсценировка раннего Чехова «Невидимые миру слезы» (Таллинский городской театр, 15 октября).

К разряду нелюбимых Собакевичем деликатесов можно отнести спектакль итальянца Пиппо Дельбоно «После битвы» (Театр Эмилиа Романья). Спектакль — микс из текстов разных классиков, от Кафки до Уитмена, музыки Верди и Паганини, танцев, в центре его протагонист труппы Дельбоно (состоящей, в основном, из непрофессионалов) — глухонемой безумец Бобо. 13 октября.

Поклонники более привычного актерского искусства встретятся с ним 18 октября на «Короле Лире» краковского театра «Сцена СТУ» — в заглавной роли Даниэль Ольбрыхский.

share
print