Истории

Рецензия: «Франкенвини» Тима Бертона — развеселое кладбище домашних животных

В российский прокат вышел мультфильм «Франкенвини» - картина Тима Бертона, над которой он работал четыре года. Условный буржуазный городок, как в «Эдварде руки-ножницы». Изможденные жители совершенно загробного вида, как в «Трупе невесты». Одинокая готическая девушка, как в «Битлджусе». Издевательски-мрачная музыка Дэнни Эльфмана, как в каждом фильме Бертона. Не хватает только Джонни Деппа, да и черт с ним. Мультик и без него невероятно хорош.

Школьника Виктора Франкенштейна все ласково зовут Вини, он снимает отличное кино, проявляет склонность к физике, даже играет в бейсбол. И все бы хорошо, но его любимый бультерьер Спарки (Искорка) попадает под машину. Вини безутешен, но увидев на уроке физики знаменитый эксперимент с гальваническим током и мертвой лягушкой, решает воскресить труп собаки мощным разрядом атмосферного электричества.  А потом начинается самое интересное...

О сюжете - хватит, чтоб не портить удовольствие. Давайте об истории.  «Франкенвини» - римейк короткометражки, которую Бертон снял на студии «Дисней» в 1984 году. Сюжет тот же — воскрешение мертвецов в грозу. Даже отдельные кадры, детали и гримасы перекочевали в ремейк без изменений. Исходный фильм признали непригодным для детей, а через четверть века вежливо, с извинениями попросили переснять, причем на той же студии. И Бертон сделал это, совместив три несовместимые стихии кино — монохромную картинку, кукольную анимацию, 3D-формат.

Казалось, что после «Алисы в стране чудес» на Бертоне можно было ставить крест — дорого, но безвкусно снятый блокбастер испортил репутацию режиссера. Но параллельно Бертон готовил «Франкенвини».  И за этот фильм ему можно простить все.  Каждая деталь тут сделана с любовью к мертвечине. Каждый персонаж похож на монстра или покойника,  но каждый симпатичен, как бывают симпатичны только мертвецы и только у Бертона. Особая, замедленная пластика, как будто у них вместо костей желе. Проникновенные взоры огромных тоскливых глаз. Скорбные гримасы и таинственные речи.  Макабрические куклы Бертона - большеголовые, лупоглазые, тонконогие - развивают образный ряд «Трупа невесты». Трупообразные одноклассники Вини Франкенштейна отсылают сразу ко всему наследию мирового хоррора, неуловимо напоминая персонажей «Годзиллы», «Дракулы», «Кладбища домашних животных»... 

Определенно,  «Франкенвини» - услада киноведа. Во-первых, это оммаж классическим ужастикам, и прежде всего  «Франкенштейну» Джеймса Уэйла (фильм повторен местами почти покадрово). Во-вторых, Бертон превратил самоцитирование в увлекательную игру . В оригинале готическую девушку Эльзу ван Хельсинг озвучивает Вайнона Райдер — любимая актриса Бертона, та самая, что сыграла аналогичную роль в «Битлджусе». Полубезумного учителя физики Закорючкуса озвучивает Мартин Ландау. Тот самый, что сыграл Белу Лугоши в лучшем фильме Бертона - «Эд Вуд». Ну, а сам Лугоши, как известно, исполнил роль монстра в классическом «Франкенштейне» 1931 года... Круг замкнулся.

Впрочем, большинству зрителей на такие милые тонкости плевать. Они посмотрят мультфильм как  оригинальную и ладно сделанную сказку про любовь и верность. Все так и есть, но тут кое-что и поважней: «Франкенвини» вместе  с «Артистом» Хазанавичуса воскрешают каноны довоенного кинематографа, вводят моду на черно-белое кино.  И даже если мультик не получит заслуженный «Оскар» за анимацию, в историю  он точно войдет.

«Франкенвини» (Frankenweenie)

Страна производства: США

Бюджет: 39 млн долларов

Режиссер: Тим Бертон

АНИМАЦИЯ: 10 из 10

РЕЖИССУРА: 9 из 10

СЦЕНАРИЙ: 8 из 10

share
print