Истории

Увольнение, ракетный удар, испорченная репутация – что грозит пользователям соцсетей

Социальные сети могут помочь в приеме на работу, а могут и навсегда разрушить карьеру. Возможно, прямо сейчас работодатель изучает вашу активность «ВКонтакте», и на основании фривольных фотографий со вчерашней вечеринки подписывает увольнение или, что менее вероятно, – повышение вас по службе. От чего зависит репутация в социальных сетях и как нанести многомиллионный ущерб сообщением в 140 символов?

Сотрудники частных и государственных компаний все чаще лишаются работы из-за сомнительной, с точки зрения их начальства, активности в социальных сетях. Пресс-секретарь Федерального агентства по делам молодежи (учреждение министерского уровня) Анна Бирюкова уволена за «чекин», в котором упомянула о взятке размером 2 тысячи рублей дорожному полицейскому. Екатерина Соловьева из «Аэрофлота» – за пост в «твиттере» про рухнувший самолет Superjet («говномашина»). Екатерина Лобанова – из «Сбербанка» за действительно хорошую шутку: «Если на стене мелом написать «Сбербанк», у нее образуется очередь из 30 пенсионерок». Ту же участь разделила неизвестная сотрудница «Альфа-банка».

«Пристальное внимание к профайлам соискателей и сотрудников в социальных сетях – нормальная практика в компаниях разного размера и профиля, – говорит пресс-секретарь рекрутингового портала HeadHunter по Северо-Западу Ольга Шматко. – Компании связывают репутацию бизнеса с репутацией сотрудников. Чаще требование поддерживать корпоративное реноме на личных страницах в социальных сетях распространяется на сотрудников фронт-офиса, работающих непосредственно с внешней аудиторией – менеджеров по продажам и по работе с клиентами, PR-менеджеров, маркетологов, топ-менеджеров. Как правило, об этом сообщается новичкам при приеме на работу».

Бывший пресс-секретарь «Росмолодежи» Анна Бирюкова рассказала «Моему району», что органы власти до сих пор не давали рекомендации сотрудникам, как позиционировать себя в интернете: «Если такой кодекс и существует, то на бумажках. Его никто не читает, – работодатель не требует. Частные компании тоже несут репутационные риски, но если профайл сотрудника контролируется, это должно быть четко прописано в договоре и обговариваться». Сейчас Бирюкова рада, что ушла с государственной службы, потому что может свободно писать в «твиттере». А в недрах Государственной думы зреет законопроект о Кодексе этики госслужащего, в котором, помимо прочего, будет сказано о поведении в социальных сетях.

Некоторые компании рассматривают профайл потенциального сотрудника не как источник репутационных рисков, а как портрет личности. По словам Ольги Шматко из HeadHunter, в первую очередь это касается IT-компаний: «Можно определить, насколько кандидат подходит к корпоративной культуре, идеологии компании, насколько он впишется в ее внутреннюю среду и сможет ли привнести что-то оригинальное».

Владелец интернет-издательства «Медиа Картель», интернет-буржуй Андрей Рябых вспомнил, как несколько лет назад автомобильная компания в Петербурге уволила сотрудника за то, что в интернете он назвал ее производство бардаком. Другой случай: в Петербурге сотрудник увидел на форуме критическое обсуждение своей компании. Решил защитить свой бренд, но в запале проговорился о планах компании, о чем тут же узнали конкуренты. «Единственный неосторожный комментарий сотрудника может разрушить рекламную кампанию и сулить многомиллионными потерями – неудивительно что бизнес за этим следит», – отметил Андрей Рябых.

Интернет-буржуй продолжает: «Доходит до абсурда, когда американские военные постят: «Мы в пустыне, через пять минут атакуем». И выкладывают фото, куда любой современный смартфон включает географические координаты местности. Естественно, противники следят за этим и посылают в их сторону ракету. Американское командование постоянно проводит инструктаж: не «чекиньтесь» перед боем, не раскрывайте положение с секретных баз, не выкладывайте фото, где вы допрашиваете подозреваемых. Даже у военных с их дисциплиной не всегда это получается. Чего ожидать от частных компаний.

Один из основателей «Майкрософт» Пол Аллен однажды выразил удивление, как легкомысленно молодые люди относятся к своей репутации в социальных сетях. Многим будет сложно найти работу в будущем, потому что у социальных сетей есть память. Фото с ваших вечеринок попадет к работодателю, как бы усиленно вы не готовили страницу в «Фейсбуке».

Как избежать такой участи? «Мой район» попросил у HeadHunter дать несколько советов пользователям социальных сетей.

1. Излишняя активность в собственном блоге или странице в соцсети в рабочее время может вызвать вопросы, тогда как активность в профессиональных сообществах и налаживание деловых связей через интернет может даже поощряться.  

2. Что и как пишет соискатель, его грамотность, круг знакомств, интересы, а также стиль общения, который он практикует в сети, могут сказать о соискателе больше, чем сухие данные резюме.

3. Все это характеризует человека в обстановке неформального общения: нецензурная лексика, фривольные фотографии, обсуждение начальства, негативные высказывания о работодателе, – может стать причиной отказа в приеме на работу и даже послужить основанием для увольнения (естественно, с другой формулировкой).
 

share
print