Истории

Андрей Кончаловский: Нестабильному порядку русский человек предпочитает стабильное безобразие

Режиссер Андрей Кончаловский в 2012 году празднует свое 75-летие и 50-летие с начала творческой деятельности. «Русский европеец», как он сам себя называет, приехал в самый европейский город России. За несколько часов до аншлагового выступления в петербургской филармонии 19 октября, в кафетерии с видом на Исаакиевский собор, допивая дежурный эспрессо после перелета, Кончаловский неспешно и рассудительно ответил на вопросы «Моего района». О кино, о сознании русского народа и о вредном опыте на съемках.

– Андрей Сергеевич, в интервью Вы нередко упоминаете о «крестьянском сознании» российского народа. При этом считаете, что средствами искусства его изменить нельзя. Дело в массовой культуре, телевидении?

– Телевидение - лишь отражение такого сознания. Речь идет об определенной культуре. Если хотите, можем называть ее культурой люмпен-пролетариата. Основная ее черта – сопротивление новшествам. Она противится любым сомнениям и преобразованиям. Боится нарушения баланса. К сожалению, российская культура не относится к числу тех, что активно принимают изменения. Изменения – это дисбаланс, ответственность и нестабильность. Таким вещам русский человек предпочитает стабильное безобразие. Стабильный беспорядок – нестабильному порядку. Культура передается из поколения в поколение, и чтобы у следующего поколения был хоть какой-то шанс избавиться от крестьянского сознания, культура должна быть открыта для изменений, и нужна политическая воля.

  • TASS_1237652.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_1428566.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_1434536.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_1599052.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2122699.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

 
– А именно – какая политическая воля нужна?
 
- Чтобы исправить крестьянское сознание, нужна эволюция в определенном направлении. Эта эволюция может быть продиктована историческими обстоятельствами. Или действиями конкретного правителя. Представьте, что мы живем не в России, а в Африке. И вы молодой африканский журналист. А я - один из африканских писателей. И вы спрашиваете, почему в Африке у нас так… Я вам то же самое и отвечу! Культура в Африке передается из поколения в поколение. Казалось бы, была колонизация. Страшные изверги англичане в Родезии. Изверги буры в Африке… 
 
– Как нужно воспитывать детей, чтобы у России был шанс пойти по европейскому пути?
 
– Сначала нужно воспитать родителей! Как воспитать ребенка – это следующий вопрос. Если бы у меня спросили, как нужно делать реформу образования, я бы сказал, что нужно воспитать одно поколение родителей. Что бы ребенок в школе ни выучил, он приходит домой и видит вещи, которые начисто опровергают то, о чем говорят в школе. Например, папа требует, чтобы ребенок сбегал за пивом или за водкой, потому что сам не может встать с дивана. Так ничего не получится! Ответственность – это главная вещь в человеке, которая позволяет воспитывать ребенка не с крестьянским сознанием. Русскому человеку нужна персональная анонимная ответственность. Крестьянин не может быть ответственным, потому что не отвечает за погоду. Урожай зависит от массы других обстоятельств. А буржуа несет персональную ответственность за все, что происходит у него в жизни.
 
– Часто приходится слышать, что Европа с ее буржуазным образом жизни катится к закату.
 
– Европа действительно катится к закату. Это связано не с буржуазией, а с развитием Европы. Буржуазия была, есть и будет гегемоном западного образа жизни. Можно назвать этот класс буржуазией, можно – технократией, белыми воротничками. Буржуазия – это люди, которые свою финансовую независимость конвертируют в политическую независимость. Можно быть богатым, но при этом зависеть от власти. Такой человек не может считаться буржуа.
 
– А Вы считаете себя гражданином мира или гражданином России?
 
– Я ощущаю себя русским европейцем.
 
– Главная претензия к современному российскому кино: зритель не отождествляет себя с происходящим на экране. Снимают про совершенно другую жизнь, другое общество, в других декорациях. Вы согласны?
 
– Есть разные фильмы. Есть про виртуальную реальность и те, в которых слишком много реальности. Главная претензия к русскому кинематографу, которая может быть, – это отсутствие внимания к русскому зрителю. Со стороны правительства в первую очередь. Русский зритель брошен на съедение Голливуду. Он стал таким… киноамериканцем. А киноамериканцу безразлична история своей страны. Его интересуют только Бэтмен, Икс-Мен, Спайдермен, Супермен и так далее…
 
– На Западе делают апокалиптические прогнозы о смерти кино. Почему в XXI веке люди должны идти в кинотеатр, если у них есть более интерактивные занятия?
 
– Это вполне нормальные, не апокалиптические прогнозы. Что-то умирает, что-то зарождается. О смерти кино я писал еще пять лет назад. Но скорее в шутку, это эмоциональная вещь. Думаю, кино будет жить в других форматах. Интерактивное кино, кино, снятое на «айфон». Все зависит от формы доставки. Режиссер, который может заработать деньги на кино - будет снимать кино. Значит, в новых средствах доставки (интернет, мобильная связь) нужно сделать так, чтобы кино не воровалось.
 
– Вы снимались в фильме «Застава Ильича» Марлена Хуциева. Лента воспринимается как манифест шестидесятников. А что является манифестом современного активного поколения?
 
– Думаю, фильмы Валерии Гай Германики. «Все умрут, а я останусь» – очень серьезная работа. 
 
– Напоследок несерьезный вопрос. Популярный ролик в интернете: Никита Сергеевич Михалков рассказывает, как на съемках «Сибириады» вы вдвоем неудачно покурили гашиш. Действительно такой опыт был?
 
– Бернардо Бертолуччи подарил нам «порцию», и это было страшно. У меня очень слабый опыт. Два или три раза курил, и потом так сильно блевал… Предпочитаю вдохновляться другими методами.
 
share
print