Истории

Исповедь как бизнес: петербуржцы подслушивают друг друга

В социальной сети «ВКонтакте» 29 сентября появилось сообщество, за месяц собравшее более 35 тысяч подписчиков. Оно называется «Подслушано»: здесь люди анонимно делятся своими тайнами — и смешными, и жуткими. «МР» посмотрел, чего больше в этом явлении, пользы или эпатажа.

Только личное, только бизнес

Секретарша подливает шефу слабительное в кофе. Мать, потерявшая ребенка, не понимает, почему все избегают говорить с ней об этом. Серьезная женщина, когда никого нет рядом, наслаждается тем, что кидает кота на ковер.

Редактор сообщества Владимир Огурцов говорит, что от некоторых секретов даже у него волосы встают дыбом. Но в целом Владимир считает проект перспективным. Ведь — в отличие от других сообществ — редактору тут не нужно ничего придумывать.

Для Огурцова это бизнес — в раскрученное сообщество можно продать рекламу. Помимо «Подслушано» он открыл еще около 50 пабликов на разные темы, но сборник личных секретов показывает самые высокие темпы прироста.

Огурцов считает, что попал в тренд: «Сама идея мини-исповеди не нова — другое дело, что социальная сеть позволяет в несколько кликов поделиться новостью, задавая новый виток интереса. О популярности в соцсетях стоит говорить после 100 тысяч подписчиков. Имея сообщество с 50 тысячами, можно зарабатывать до 30 000 рублей в месяц. Дальше – больше».

Ежедневно люди присылают 700–1000 откровений. По словам модераторов, 80 % — банальщина, жалобы и повторы. Чтобы подписчики не заскучали, в ленту ставят только новое и интересное. Владимир Огурцов уверен: если модераторы не будут лениться, из этой идеи выйдет настоящее реалити-шоу. «Здесь все жизненно, в этом и магия, — считает редактор. — Есть вещи, о которых не принято говорить близким, не принято говорить людям в глаза, не принято вообще афишировать. В интернете люди могут выговориться анонимно, чтобы другие разделили их чувства, освободив от тяжкого груза».

Опрос в сообществе показал, что 36% подписчиков готовы платить за помощь психолога.

Есть ли польза

Галина Савченко, директор центра кризисных ситуаций, считает, что такие «исповеди» помогают людям справляться с тревогой одиночества и страхом дезинтеграции: «Маленький человек может заявить о себе публично хотя бы через историю о своей неординарности — и получить «лайк» за это (как эквивалент недостающей любви). У Берна в транзактном анализе есть теория  «поглаживаний». Человеку, для того чтобы чувствовать себя счастливым, нужно всего 16 «поглаживаний» в день — это улыбки, дружеские прикосновения, комплименты и другие положительные моменты коммуникаций. Всего 16! А посмотрите, сколько «лайков» получает каждый из рассказчиков?»

Психотерапевт Елена Михайлова считает, что в этом явлении больше эпатажа, чем терапии: «Эффект «я не один такой» — есть. Но польза сомнительна, ибо пока думал, что один, стремился что-то изменить, а если «нас много» — то и ничего менять не надо». Облегчение, по словам врача, мнимое. «Большинство сообщений раскрывают теневые аспекты личности. Они лежат в области того, что человек не позволит себе сознательно. Писать о них в интернете — значит педалировать «сладкий стыд и ужас быть плохим».

Ольга Енина, специалист Национальной федерации психоанализа, уверена, что проговорить проблему в любом случае полезно. «Это сообщество — как куча, куда можно все вывалить, и станет легче». По мнению Ольги, людьми, выкладывающими свои секреты, также руководит желание быть принятым, так как в обычной жизни они не доверяют остальным и считают, что им тоже не доверяют.

У паблика «Подслушано» — 37 тысяч подписчиков. Каждый день, по словам редактора, приходит около 700 новых сообщений. Уже опубликовано более 2200 признаний разной степени откровенности.

Подслушано!

«Вытирал котом пролитый на пол чай».
«Всегда в метро боюсь, что кто-то меня столкнет на рельсы».
«Мой отец сидит в тюрьме. Он иногда звонит, спрашивает, как я поживаю, однажды спросил, не стыдно ли мне, что он сидит. Я сказал, что нет. Я соврал».

«В школе была одна девочка, которую я недолюбливала. В раздевалке я сморкалась в капюшон ее пальто».

«Перед сном я продумываю тысячи диалогов, которые скорее всего так и не сбудутся».

«Провела ночь с парнем. Изначально знала, что это только на один раз. Но теперь никак не могу перестать о нем думать. Поскорей бы мозги вернулись на место!»

«Мой любимый человек погиб. За несколько часов до его смерти мы поссорились и я сказала ему, что его ненавижу. Прошло два года. Я люблю его, а ненавижу себя. Всей душой» .

«Я живу в хрущевке и очень стесняюсь этого».

«А я знала, где лежат родительские кассеты с порнухой и посматривала их, конечно. Годы спустя нашла в Интернете эти немецкие ретрофильмцы, они возбуждают больше чем что-либо другое...»

«Мы с подругой на полном серьезе считаем себя бобрами, поклоняемся «Лосю на пригорке», который все делает лучше всех, и боимся, что после алкогольного трэша к нам придут «коварные кони». Обеим идет третий десяток. Одна из нас - бюджетная аспирантка крупного московского ВУЗа... Лечиться не пойдем».

Что все это значит?

Психотерапевт Галина Савченко прокомментировала несколько популярных откровений, опубликованных в сообществе «Подслушано».

«Жили мы небогато. Когда я лежала в больнице, ко мне пришла мама. Всем приносили что-то вскусненькое, а она пришла без всего. Я разозлилась, наговорила ей гадостей и убежала. Когда я вернулась в палату, на моей тумбочке стояли йогурт с булочкой».

Врач: «Страх близости и гнев на маму, берущий начало из детства. Возможно, девочка испытывает стыд за эти некрасивые чувства. Нарушение доверия в отношениях с мамой рождает недоверие к близости вообще».

«Когда я спускаюсь на эскалаторе, представляю себя королем, которого приветствует восторженная толпа».

Врач: «Метро ассоциируется с прохождением родовых путей. Поэтому многие испытывают страх в тоннеле и на эскалаторе. Чтобы его побороть, человек и воображает себя королем. Если же страха нет, то это нормальное проявление нарциссизма — ощущение энергетической подпитки. Возможно, у написавшего это есть проблемы с самооценкой».

«Я боюсь звонить и куда-то записываться. Очень долго настраиваюсь».

Врач: «Проблема контакта. Острое чувство неудовлетворенности в себе и низкая самооценка».

«Общаюсь с бывшей женой мужа в соцсетях. От мужского имени. Развожу ее на виртуальный секс, сокровенные тайны, получаю от этого неимоверное удовольствие».

Врач: «Это эдипальный комплекс у женщин. Возникает из неудовлетворительных отношений с отцом и ревности к матери. Одна женщина хочет превосходить другую: «я могу тобой манипулировать». Самоутверждение через победу над соперницей».

«Когда прохожу мимо машин, а у них бибикает сигнализация — здороваюсь».

Врач: «Я тоже разговариваю с вещами. Это овеществление природы и осознание того, что мы живем в однородной среде,  «среди своих». Древние люди здоровались с ветрами, дождем. Этот механизм вновь заработал, так как давление социума становятся невыносимым».

«Мне доставляет удовольствие делать добро людям, которые меня обидели».

Врач: «Это может быть мазохизм, а может быть желание эпатировать публику. Точно не альтруизм. Когда тебя обижают, злиться — это нормально».

«Когда я что-то делаю (вплоть до ведения личного дневника), я всегда делаю это с расчетом на то, что это кто-то увидит. Не могу быть с собой искренней».

Врач: «Это написал человек, у которого нет личного пространства. Он не чувствует себя в безопасности. Скорее всего, пишущий находится (или долго находился) под чьим-то постоянным контролем — например, родителей. У него нет возможности расслабиться».

share
print