Истории

Муниципалитеты в Петербурге скрывают правду от жителей, за что и поплатятся

В Петербурге муниципалитеты, возможно, поплатятся за свою «непрозрачность». Все началось со странных писем, которые стали получать представители МО. В них сообщается, что отдельных коллег-муниципалов вызывают в прокуратуру «по вопросу размещения информации на сайте органа МСУ» и даже составляют в их отношении протоколы. Почему местная власть не спешит делиться важной информацией с жителями - нарушая, таким образом, закон? Что скрывают муниципалы?

В письмах, которые получают муниципалы, называется причина интереса надзорного ведомства – письменное обращение депутата Законодательного собрания Ольги Галкиной на имя прокурора Сергея Литвиненко. Анонимные весточки – предупреждения или сигнал для сведения счетов – получили представители муниципалитетов по меньшей мере двух районов Петербурга. Так, у себя на странице «В Контакте» его опубликовал глава администрации МО «Княжево» Алексей Цивилев.

  • 43LLp_wnqnU.jpg


В Законодательном собрании Ольга Галкина представляет фракцию «Яблоко». Цивилев – функционер «Единой России». Антагонизм между партиями свидетельствует, что письма, скорее всего, не являются чьей-то выдумкой. Как рассказал помощник Галкиной, депутат муниципального округа «Екатерингофский» Александр Шуршев, в октябре 2012 года они направили обращение в прокуратуру о нарушении федерального закона №8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». По закону, муниципальные образования обязаны публиковать на своих официальных сайтах нормативно-правовые акты, статистическую и другую информацию о деятельности МО.

Кроме того, по федеральному закону №273 «О противодействии коррупции» муниципалы обязаны ежегодно отчитываться о доходах, как это делают чиновники и депутаты всех уровней. Данная норма нарушается повсеместно. «Наше заявление принято к рассмотрению и направлено по районам, – рассказывает Александр Шуршев. – Параллельно мой муниципалитет получил письмо, похожее на то, что опубликовал Алексей Цивилев. Тут же на сайте МО начали выкладывать нормативно-правовые акты за 2012 год. Об этой необходимости я предупреждал коллег неоднократно».

«Пока у нас нет массового запроса на открытость местной власти, – продолжает Александр Шуршев. – Должно пройти некоторое время, прежде чем жители поймут преимущества открытого доступа к документам. Сейчас трудно найти устав муниципального образования. Бюджет - не тот, который утвержден в прошлом году, а обновленный, с поправками. Трудно найти последние редакции адресных программ. Разве не интересно, входит ли ваш двор в программу озеленения? Федеральный закон действует уже несколько лет – удивительна реакция муниципалов, которые обижаются, что их заставляют выполнять закон». 

Почему нам полезно знать, какие решения принимают в муниципальных образованиях? «Муниципальными актами принимаются решения о распределении земельных участков, об итогах общественных слушаний – все это может коснуться каждого,  – рассказывает директор «Фонда свободы информации» Елена Голубева. – Допустим, у вас во дворе что-то роют. Это решение властей, которое принимается соответствующим правовым актом. Вы имеете право знать, кем и в какие сроки производятся работы, кто ответственное лицо. Сейчас доступ к такой информации ограничен. Причем чем выше уровень власти, тем большую открытость она демонстрирует. На уровне федерации или региона обнаружить нормативно-правовые акты проще, чем в собственном муниципалитете! Зачастую это самая актуальная информация».

Эксперт подчеркивает: «В законе не существует лазейки, чтобы не размещать нормативно-правовые акты на сайтах муниципальных образований. Если такой информации нет, происходит прямое игнорирование нормы. Отговорки, что непонятно, кто должен этим заниматься, что в бюджете не предусмотрена соответствующая должность, не должны нас как жителей волновать. Есть норма закона – извольте ее выполнять. 

Фонд проводил беглое исследование сайтов муниципальных образований. Первое, что можно встретить, – это новостные заметки о развлекательных и спортивных мероприятиях. То, что менее позитивно – информация об отключении воды, подаче отопления - найти сложнее. Подоплеку этих решений – протоколы заседаний коллегиальных органов местного самоуправления – зачастую просто невозможно. Доходит до того, что не публикуется информация о структуре МО. А по справочному номеру не дозвониться».

По неподтвержденной информации, письма-предупреждения муниципалам исходят из округа «Светлановский», где до сих пор не опубликован перечень нормативно-правовых актов. 

share
print