Истории

Уволившиеся транспортные чиновники Петербурга уведут с собой свои проекты

Сразу два транспортных начальника Петербурга – с разницей всего в несколько дней – ушли в отставку: Алексей Бакирей, глава Комитета по транспортно-транзитной политике и Борис Мурашов, глава Комитета по развитию транспортной инфраструктуры(КРТИ). Вслед за ними в отставку могут уйти и их идеи. Что потеряет, а что приобретет Петербург в итоге?

Напомним, 55-летний Борис Мурашов, глава Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), уволился по собственному желанию. Его обязанности перешли к первому заму комитета Владимиру Шмидту. Молодой, 31-летний Алексей Бакирей, глава Комитета по транспортно-транзитной политике (КТТП), также уволился по собственному желанию. И замещает его в комитете Алексей Львов.

Говорят, отставка Алексея Бакирея была одной из самых ожидаемых в ближайшие месяцы в Смольном. С 1 января 2013 года в Петербурге переформатируется транспортный блок: КТТП входит в состав КРТИ (поглощая Дирекцию по организации дорожного движения, ГКУ ДОДД, перспективы которой становятся весьма неясными; самостоятельным остается только Комитет по транспорту) – соответственно, молодой председатель рисковал остаться не у дел.

Отставку Мурашева мало кто ждал. Люди в ГИБДД и ГКУ ДОДД говорят, что не ожидали такого поворота карьеры Мурашова.  «Ничего не предвещало», - говорит депутат Законодательного собрания Алексей Ковалев. И добавил, что «кадровая политика Смольного непостижима» для его ума. «Это неожиданно для всех», - недоумевает Дмитрий Попов из движения автомобилистов «Свобода выбора». Мурашов объяснил свою отставку профессиональным выгоранием: мол, устал.

Возможно, Мурашова попросили уйти. КРТИ стал получать еще больше денег, чем раньше. Недавно в городе проходил конгресс по безопасности дорожного движения, вспоминает Дмитрий Попов. Говорили о семи проектах по строительству крупных магистралей. По задумке, они должны связать районы города. Проект стоит больших денег. Правда, вопрос его воплощения - пока открытый. Но, если бы дали старт, то под него выделили бы круглую сумму. Деньги могли стать причиной, по которой должность Мурашова - чиновника старой когорты, времен Матвиенко - кто-то из людей Полтавченко попросил для себя.  

Возможно, Мурашова попросили прийти. В губернаторы Московской области. Несколько дней назад эту должность освободил Сергей Шойгу, он сменил Анатолия Сердюкова на посту министра обороны в разгар коррупционного скандала вокруг подведомственного Миноборны «Оборонсервиса». В Московской области высокие посты сейчас занимают несколько бывших чиновников Смольного: экс-председатель КУГИ Дмитрий Куракин (зампред правительства МО), бывший вице-губернатор Роман Филимонов, экс-глава Комитета по культуре Антон Губанков (министр культуры МО). 

С любым чиновником, даже самым безынициативным, всегда связаны какие-то проекты, которые он продвигает или в силу личной симпатии, или в силу личной финансовой заинтересованности, или почему-то понимает, что городу жизненно они необходимы. Были такие проекты и у Мурашова и Бакирея. Почат ли они в бозе? 

Велодорожки

Алексей Бакирей провел не одно пресс-мероприятие, посвященное концепции развития велодорожек в Петербурге. Что в итоге: на период с 2013 по 2015 годы предусмотрено строительство 10,3 км велодорожек (Колпинское шоссе, продолжение Софийской улицы, участок Суздальского, реконструкция Оборонной улицы). Вряд ли только из-за ухода Бакирея эти планы будут свернуты. «Надеюсь, что отставка на планах не скажется. Клуб «Велопитер» работает не с конкретным человеком, а в целом с комитетом. Позиция комитета была такая: велодорожки надо развивать», - говорит представитель клуба «Велопитер» Павел Семёнов.

Пешеходные зоны на Среднем проспекте В.О. и Садовой улице.

Не далее, как в сентябре Борис Мурашов увлеченно рассказывал о том, что участки Среднего проспекта и Садовой улицы, возможно, в будущем станут пешеходными (в какой-то момент тогдашний глава КРТИ обмолвился даже о Невском). «Одно из немногих преимуществ ухода Мурашова – в том, что он унесет с собой этот волюнтаристский проект, - считает Дмитрий Попов. – Пешеходные зоны нужны, но не в этих местах. Хотелось бы, чтобы новый человек это понимал».

Ранее Мурашов говорил, что участок Среднего проспекта могут сделать частично пешеходным (и частично - для общественного транспорта) уже в конце 2013 года. «Если такая попытка не будет реализована на Среднем проспекте – это хорошо. Ведь подобная попытка уже была. Привела к резкому ухудшению движения транспорта на Васильевском. Во всяком случае, говорить об этом проекте раньше, чем будет построен мост через остров Серный - преждевременно, - говорит генеральный директор «НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры» Елена Ногова. – А вот проект участка Садовой улицы - полезный и хороший. В этой зоне масса магазинов и кафе. Если будет удобно передвигаться – это только благо».

Феодосийский мост

Сам Борис Мурашов называл его «возможной альтернативой Орловскому тоннелю». Недавно наконец-то объявили конкурс на строительство моста в створе Орловской и Феодосийской улиц. Цена вопроса – 15-17 млрд рублей, гораздо дешевле Орловского тоннеля. Но конкурс не состоялся: в нем пожелала участвовать всего одна организация, «Гипростроймост». Усилиями прежнего состава КРТИ ей, скорее всего, разрешили бы взяться за проектирование в 2013 году. Сейчас вопрос со строительством снова повис в воздухе.

«Исходя из потребностей города, мост нужен. Правда, в Генплане он находится в створе Арсенальной улицы. В любом случае, жители в переправе очень нуждаются», - говорит Елена Ногова. 

Аквабусы

Продолжат плавать и без Алексея Бакирея. «Это пиар-проект города, ориентированный на приезжих граждан. Возможность для туристов прокатиться «цивилизованно» - в противовес частникам на катерочках. Это экзотика», - поясняет Дмитрий Попов.

Легкорельсовый транспорт

Борису Мурашову не давало покоя то, что Петербург в какой-то момент утратил статус «трамвайной столицы» - о чем бывший глава КРТИ заявил на недавней конференции «Транспортно-транзитный потенциал». Тогда же он сообщил: комитет добился того, что с 2013 года начнут проектировать две линии легкорельсового транспорта – в Сертолово и во Всеволожске. Теперь скоростной трамвай остался без влиятельного покровителя.

«А нужны ли эти проекты? Сомневаюсь. Они довольно дорогостоящие. В данном случае финансировать их должны и город, и область. В идеале привлечь и федеральные деньги, поскольку такие проекты позволят снизить нагрузку на федеральные автодороги», - говорит Елена Ногова.

Метро или скоростной трамвай до нового «Пулково»

Не так давно Борис Мурашов говорил о том, что в КРТИ занимаются подготовкой проекта территории близ нового терминала аэропорта «Пулково»: чиновник хотел, чтобы там либо построили метро, либо сделали линию скоростного трамвая.

 «Метро у аэропорта «Пулково» не нужно: это дорогой проект. Кроме того, нынешние потоки «Пулково» не требуют обслуживания метрополитеном. Оптимальный вариант – легкорельсовый транспорт. Трасса уже проработана: осталось подключить либо к «Московской», либо к «Звездной». Рядом с метро «Московская» красивая архитектура и панорамы, поэтому она предпочтительнее», - считает Елена Ногова.  

Магистраль М7 над Пискаревкой

Это одна из трасс вышеупомянутого «семидорожья». Изначально планировалось, что дорога пройдет через Удельный парк. Потом решили, что дешевле (причем, вдвое) не прорубать магистраль в парке – а пустить вторым ярусом над Пискаревским проспектом. Борис Мурашов говорил, что второй проект собирались рассмотреть в КРТИ до конца года – и признавался, что комитету он нравится больше, чем первый. Какими будут симпатии его преемника (скорее всего, после Владимира Шмидта придет кто-то ещё) – большой вопрос.  

В общем, увольнение транспортных начальников (особенно Мурашова) скажется на будущей инфраструктуре Петербурга, но отнюдь не трагично.

С другой стороны, были важные транспортные проекты, с которыми бывший глава КРТИ категорически не соглашался. Перечисляет депутат Алексей Ковалев: «Двухуровневая развязка при съезде с Тучкова моста на Петроградку, расширение (для автотраффика) набережной Макарова от Стрелки В.О.; пробивка транспортного коридора через Балтийский завод – на набережную Шмидта и далее, к гипотетическому подземному тоннелю под Невой». Парламентарий уверен, что и будущее руководство комитета не согласится на эти проекты: «Мурашов их хотя бы обсуждал…»

share
print