Истории

Корреспондент «Моего района» протестировал трамвай-тянитолкай: плюсы и минусы, фото

Первого декабря в Петербурге будет запущен в эксплуатацию первый трамвай-тянитолкай с двумя кабинами и двумя рядами дверей. Корреспондент «МР» оценил возможности нового транспортного средства и убедился: без замены рельсов преимущества нового трамвая сойдут на нет. А преимуществ довольно много: скорость, маневренность, комфорт.

Сегодня, 16 ноября, в Петербурге испытали первый в истории города 30-метровый трамвай челночного типа. В демонстрационном рейсе принял участие председатель петербургского комитета по транспорту Станислав Попов. 

Максимальная вместимость трамвая – 330 человек, а сидячих мест – 62. Длина состава – 30 метров, две гармошки, так что вагон, по сути, один. Пол двухуровневый: впереди высокий, сзади низкий. Из низких дверей выдвигается пандус, чтобы можно было закатить в вагон инвалидную каталку или коляску, правда, пандус сдвигается специальным ключом, а он только у водителя. Кнопка, чтобы просигналить вагоновожатому о необходимости опустить пандус, находится снаружи у двери и не замерзает при температуре до 40 градусов. Сидячие места довольно забавные: есть «банкетки», расположенные на печке, откидные сиденья как в купейных вагонах, и, конечно, обычные. В середине состава сиденья установлены продольно. Главное же украшение состава – платежный терминал от «Новоплата». В нем можно оплатить билет на трамвай и мобильный телефон. Место для терминала – чтобы он никому не мешал и не был опасен в случае каких-то экстренных ситуаций -специально искали инженеры «Горэлектротранса». Представители компании сообщили, что у них заготовлено 20 машин для установки в других трамваях.

  • главная.JPG

    фото: Сергей Николаев

  • _DSC0715.JPG

    фото: Сергей Николаев

  • _DSC0727.JPG

    фото: Сергей Николаев

  • _DSC0753.JPG

    фото: Сергей Николаев

  • _DSC0830.JPG

    фото: Сергей Николаев

  • _DSC0665.JPG

    фото: Сергей Николаев

  • _DSC0861.JPG

    фото: Сергей Николаев

  • _DSC0888.JPG

    фото: Сергей Николаев

  • _DSC0945.JPG

    фото: Сергей Николаев

  • _DSC0957.JPG

    фото: Сергей Николаев

  • _DSC0963.JPG

    фото: Сергей Николаев

  • _DSC0969.JPG

    фото: Сергей Николаев

Терминал не дает сдачи, а билет на трамвай выдает в форме обычного чека. Сдачу, впрочем, можно положить на телефон – без комиссии. Wi-Fi в вагоне нет, люков в потолке нет, так как имеются большие форточки, а кондиционер только у водителя. Бегущая строка показывает остановки, температуру и время, но этим сейчас никого не удивишь. В кабине вагоновожатого – мониторы с камер, установленных в салоне и снаружи состава – но это тоже не новость.

«Благодаря терминалам мы надеемся в ближайшее время сократить количество кондукторов до минимума, - заявил председатель Комитета по транспорту Станислав Попов. – Вагоновожатый и вовсе не должен продавать билеты. - Пускай кондукторы переквалифицируются в контролеры. Мы надеемся, что штраф за безбилетный проезд все-таки будет повышен до тысячи рублей. Ведь из денег за проезд и складываются суммы, которые мы в итоге тратим на обновление состава».

Известно, впрочем, что разовые билеты в наземном транспорте покупает только пятая часть пассажиров, остальные пользуются карточками. Валидаторы в новом трамвае, конечно, есть.

Трамваю присвоили условный номер – 10, и стартовал он с Херсонской улицы по придуманному маршруту: мост Александра Невского – Новочеркасский и Дальневосточный проспекты – Володарский мост. Такую трассу выбрали потому, что она охватывала принципиально разные участки полотна: мост с недавно проведенным ремонтом (Володарский), мост без ремонта, длинный перегон на Дальневосточном, и везде шел по выделенке.

Ну а начиналась она на участке, где сейчас трамваи не ходят, так что вагон простоял битый час на путях, никому не мешая.

Ужас, отнюдь не тихий, а громкий, чувствуешь, когда трамвай движется по мосту Александра Невского. Новейший асинхронный двигатель позволяет не раскачиваться, но дребезжание, подскакивание, визг и тряска придавали ощущения, будто мы катаемся на бормашине. Известно, что мост тем и отличается от обычной улицы, что на нем не так просто сделать бетонную подушку. На Володарском мосту рельсы худо-бедно поменяли, поэтому тряска наблюдалась только на стыке рельс, но мост Александра Невского надолго отбивает охоту путешествовать на наземном электрическом транспорте. Все изменилось, когда вагон повернул на Новочеркасский, где как раз недавно провели ремонт с использованием всех положенных подушек. Вот там стало очевидно, что и дорога в трамвае может доставить удовольствие. Если закрыть глаза и не видеть окружающих хрущевок, вполне можно поверить, что ты в Амстердаме или Хельсинки.

Кстати, о хрущевках. Звук, который издает современный трамвай на новых рельсах, вполне позволяет существовать в домах, не оснащенных стеклопакетами. Да и стены дрожать перестанут.

Новая модель способна развивать скорость до 80 км/ч, но в центре это бессмысленно – светофоры. Перегонов, где можно показать класс, немного: Дальневосточный, Косыгина, Петергофское шоссе. По мосту вагон полз на 20 км/ч, по Новочеркасскому – на 50 км/ч, на Дальневосточном разогнался до 80 км/ч, но началась тряска. Напомним, что поезда метро ездят на скорости 30 км/ч.

Главное же преимущество нового трамвая – ему не нужны разворотные кольца. Достигнув конца маршрута, он просто переезжает по смычке на соседнюю колею – а смычку построить куда как легче – и едет в обратную сторону. Это означает, что их можно использовать и в центре: например, полгода назад, в День города, этот давно обещанный трамвай собирались пустить по Садовой, от Инженерного замка чуть ли не до площади Репина. Но завод (тогда предполагалось, что это будет белорусский «Белкоммунмаш») задержал поставку. Новые модели производятся не в Петербурге, а в Усть-Катаве, это Челябинская область. Впервые за всю историю трамвайного движения в городе будут ходить привезенные, а не построенные тут же трамваи. Их привезут на двух трейлерах и соберут на одном из петербургских заводов.

Первые два вагона начнут движение по Садовой улице, от «Адмиралтейских верфей» до Сенной площади. До конца года в город поступят еще четыре модели из Усть-Катава и три – из Белоруссии. Комитет по транспорту собирается использовать их в трех местах: в районе «Ладожской» (не только на проспектах Косыгина и Наставников, но, возможно, на других улицах, где сейчас трамвайного движения нет), на улице Савушкина и по дороге в Стрельну.

Кроме того, трамвай оснащен аккумулятором, который даст ему возможность проехать 300 метров по обесточенному участку. Так что ситуация, подобная той, что недавно произошла на Лесном проспекте, с ним не повторится.

Резюме. Новый трамвай, выпущенный на старые рельсы, через несколько недель эксплуатации коцает колеса до такой степени, что поездка становится абсолютно некомфортной. Старый трамвай, пущенный по новым путям, уродует уже сами рельсы. То есть пустить новый трамвай по старым путям, а потом переставить его на новые – это, по сути, вредительство. Но у нас рельсы хоть и меняют, но не по всей длине маршрута. И процесс это затяжной: так, на Новочеркасском трамваи не ходили несколько месяцев. Так что не стоит пока обольщаться, что трамвай успешно заменит метро. А в остальном – состав, конечно, чудесный.

share
print