Истории

Мы верим в конец света, потому что нет уверенности в завтрашнем дне

21 декабря 2012 года заканчивается летоисчисление по одному из календарей майя. Многие считают, что в этот день произойдет конец света. Последнее апокалиптическое предсказание, ставшее хитом в интернете, принадлежит тибетскому монаху - ламе, известному также как Оракул Шамбалы. Самое время опубликовать некоторые данные соцопросов: в мире, оказывается, каждый десятый верит в то, что 2013 год не наступит. Особо невеселая ситуация в Восточной Европе: в Латвии, например, в него верит половина населения. В России, в том числе в Петербурге, разговоры о конце света можно услышать в метро, в очередях в магазинах, в офисных столовых. «Мой район» разбирался, с чем связана эта эсхатологическая истерия, и как она мешает нам жить.

«Причина, по которой люди верят в конец света, довольна проста: проще готовиться к смерти, чем заниматься земными делами, - говорит Станислав Полторак, старший научный сотрудник отделения неврозов и психотерапии Психоневрологического института имени Бехтерева. – И тут информация о 10%  мне кажется вполне правдоподобной. Как говорится: лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас.

Но у нас не заметно особой стагнации, упадка, а ведь получается, что каждый десятый человек, полмиллиона петербуржцев забили на работу, саморазвитие и так далее?

Процветания я тоже не вижу. На работу ходят по инерции. Дети рождаются, потому что женщины в обещание конца света верят меньше, чем мужчины, ведь не на них, в конце концов, возлежит обязанность по обеспечению и защите семьи. Понимаете, как трудно что-то менять в своей жизни: искать, например, новые способы заработка. А тут лежи спокойно на диване, и все произойдет само. Все дело в мотивации, вернее, ее отсутствии. Брешь в таком сознании не пробить, мотивацию не изменить, если сам не захочет. Если кому-то помогают изменить мотивацию, то он живет с мотивацией того, кто ему «помог», а не со своей собственной. Если человеку чего-то хочется достичь, его не интересуют мифические концы света. Не то чтобы при появлении интереса к жизни, у человека сразу включились в голове способности рационально мыслить, и он вдруг понял бы, какая это чушь – в XXI веке ориентироваться на индейский календарь. Нет, он это всегда понимал. Но опустился, расслабился и позволил себе подумать, что и такой исход, в принципе, вероятен. По-настоящему в конец света верит совсем другая категория людей: не имеющие семьи и социальных связей женщины от 50 лет».

Дмитрий Исаев, заведующий кафедрой клинической психологии факультета клинической психологии Педиатрической академии, отметил, ожидание конца света означает не упадок сил, не желание «выйти из игры» для 10% населения. Наоборот. Прямо противоположное. «Люди почувствовали, что опоры их жизни  подломились, что жизнь идет не по четкой колее. Путь потерял направленность, которая предполагает принятие собственного решения о том, как строить его дальше. И вот мир потерял четкое основание,  правильность, определенность. Нет уверенности в завтрашнем дне. Люди ищут причины - почему так произошло? Наверное потому, что мир движется в концу. Так что эта тема будоражит как раз тех, кто не уверен в своей жизни и не может правильно ответить на этот вопрос.

10% - это на самом деле немного. Люди больше ощущают конец света для себя, а не для всего мира. Они не знают, как жить дальше, но при этом их не обуревают мысли о том, что станет с планетой. Просто это снимает некую ответственность. То есть смертельно больной человек обычно задумывается, как будут жить его близкие, делает последние распоряжения и т.п., а тут ничего делать не надо.

Постиндустриальное общество, быстрая смена событий на психологическом, фактологическом, экономическом уровне приводит  к тому, что человек утрачивает самоощущение идентичности. И когда жизнь вокруг идет как-то не так, есть два объяснения: или я неадекватный, или – это проще считать - весь мир неадекватный. В застойные годы в систему было легко встроиться, она не требовала никаких рывков, поэтому о концах света говорить было не принято. Зато в лихие годы это становилось популярной эпидемией. И знаете, что происходит с людьми, на глазах у которых страшный день миновал и ничего не произошло. Думаете, они разочаровываются в предсказаниях? Нет, они ждут следующего, потому что оно-то сбудется точно».

Несмотря на всевозможные советы в СМИ, ни в одном из российских городов не отмечено ураганных скупок всего, что помогает выжить, когда приходит конец цивилизации: спичек, мыла, свечей. Точно так же не отмечено интереса к зарубежным поездкам: турфирмы утверждают, что спрос на их услуги примерно соответствует прошлогоднему. А между тем, львиная доля респондентов на вопрос «Что бы вы хотели успеть сделать до наступления конца света?» ответили: повидать дальние страны. Еще 28% сказали, что будут просить прощения у близких, 14% - что позволят себе какой-то безумный поступок. Кстати, во многих российских регионах в 2012 году увеличилось число несчастных случаев.

Зато четверть населения заявили, что и так проживают каждый свой день как последний.

Как в XXI веке обещали конец света

Пережив год 1999 (ах, перевернутое число дьявола), а сразу вслед за ним – проблему 2000, мы, казалось бы, должны получить прививку от конца света. Википедия содержит информацию о 13 пророчествах конца света в 1999 году и о семи – в 2000-м.  Такие обещания давали, в основном, писатели, астрологи, «контактеры» с инопланетянами и неправославные проповедники. Российские сектанты обещали конец света в 2002 году (старообрядка Анастасия), в 2008-м (тогда секта Петра Кузнецова заперлась в пещере и отказалась выходить). В 2008 году состоялся запуск Большого адронного коллайдера, от которого также ждали неприятностей. Кроме того, с периодичностью раз в три года к Земле приближались астероиды, и это тоже становилось поводом для беспокойства. Последняя громкая истерия по поводу конца света пришлась на 2011 год, так как ее проводник – американский проповедник – развесил по всему миру угрожающие билборды. Когда Конец не состоялся, проповедник принес публичные извинения.

share
print