Общество

Гид по книгам жалоб в интернете

27 ноября 2012 11:07 Юлия Галкина
версия для печати
Первые попытки создать проекты гражданской интернет-журналистики в России 10 лет назад не увенчались успехом: люди отказывались быть бесплатными журналистами в свободное время. Шли годы, и вот уже новая форма гражданской онлайн-активности, то ли на гребне популярности, то на пике злости. Только за последние пару месяцев в сети появилось два народных проекта «Сердитый гражданин» и «Йополис». Люди с помощью них и других им подобных пытаются сделать жизнь вокруг себя лучше, удобнее, красивее. «Мой район» составил гид, чтобы каждый мог выбрать книгу интернет-жалоб себе по вкусу.
Гид по книгам жалоб в интернете Фото: Дмитрий Кутиль

«Йополис» (yopolis.ru)

Официально «современная интернет-площадка для гражданских инициатив» стартовала 22 ноября; основатель – президент компании «Связной» Максим Ноготков; главный редактор сайта – журналист телеканала «Дождь» и экс-главред покойного ныне издания Русский Newsweek Михаил Фишман. Любой пользователь, зарегистрировавшись, может запостить свою проблему, проанонсировать некое мероприятие, создать опрос. Юридическая служба сайта поможет участникам проекта составлять грамотные обращения в госорганы. Йополис позиционируется как пространство, свободное от политики.

В петербургском сообществе Йополиса пока чуть более десятка активных пользователей. В ленте сообщений – призыв защитить от сноса Варшавский вокзал, анонс киномарафона, опрос «Сколько должен зарабатывать региональный госслужащий». 18-летний горожанин Сергей Яценко предлагает создать движение атеистов. Как связаться с молодым активистом через Йополис – совершенно не понятно; приходится по старинке искать «ВКонтакте». Сергей рассказывает, что про проект узнал из новостей: «Думаю, сейчас общество (по крайней мере, молодежь) созрело для разного рода политических и гражданских движений, так что успех этому проекту обеспечен». Единомышленников Сергей пока не нашел.

«Сердитый гражданин» (angrycitizen.ru)

Проект запустили в сентябре. Оппозиционеры, услышав это название, морщатся: проект считается «прокремлевским». Создал «Сердитого гражданина» москвич Дмитрий Кох, который ранее работал с Федеральным агентством по делам молодежи; не так давно участники проекта встречались с Василием Якименко – так что скепсис «белоленточников» понятен. На сайте можно пожаловаться на проблемы в сфере транспорта, экологии, инфраструктуры, ЖКХ. В разделе «проблемы города Москвы» мэр Собянин сообщает о том, что сотрудничает с «Сердитым гражданином». Проблемы у москвичей, например, такие: «В подъезде не горит свет на 14-м этаже. Были обращения по телефону, были обещания, но света нет уже три недели. В подъезде грязь и ремонтом не пахло». Автор сообщения Денис Суриков, следуя инструкции на сайте, подал обращения в управляющую компанию и жилинспекцию – результаты пока неизвестны. В Петербурге проект «Сердитый гражданин» сейчас не работает, хотя заявлен.

«РосЖКХ» (roszkh.ru)

Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального – вслед за проектами «РосПил» и «РосЯма» - запустил платформу для жалоб в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В октябре проект заработал, а в ноябре случился небольшой скандал, причем в Петербурге: местная жилищная инспекция отказалась рассматривать почти тысячу жалоб от «РосЖКХ», мотивировав это тем, что система не зарегистрирована как СМИ и неправильно использует герб РФ. На днях местные чиновники и вовсе обратились в правоохранительные органы с просьбой проверить деятельность проекта. При этом в других регионах, если верить Навальному, с жалобами граждан уже начали работать. При помощи «РосЖКХ» гражданин может пожаловаться на плесень в квартире, сломанный почтовый ящик в подъезде, трещины в фундаменте дома и тому подобные мелочи быта. К «РосЖКХ» присоединили другой братский проект «ДомДворДороги» (domdvordorogi.ru), который до недавнего времени работал автономно.

«Красивый Петербург» (красивыйпетербург.рф) 

Проект в городе начал работать этим летом: с помощью нехитрого алгоритма, прописанного на сайте, можно пожаловаться на нарушения в сфере благоустройства: испорченный газон, горы мусора, разбитую дорогу. Не менее половины жалоб, направленных чиновникам, в итоге удовлетворяются. Правда, на практике сложилась интересная коллизия, которая очень не нравится основателю «Красивого Петербурга» Красимиру Врански: чиновники на местах выполняют свою работу, только если чувствуют давление сверху - то есть сначала гражданину надо нажаловаться, например, губернатору. Если же сразу идти, скажем, в муниципалитет – эффект будет близок к нулевому. «Я проходил всю эту систему: сначала жаловался в муниципальное образование, после 5-6 обращений меня начали «посылать». В районной администрации надо 3-4 часа ждать, пока тебя примут. Стал обращаться через губернатора – и вот тогда они стали выполнять свою работу. У чиновников на местах срабатывает стремление выслужиться – а не желание что-то сделать ради жителей», - говорит Красимир.  

И другие

После холодной и снежной зимы 2010 года в Петербурге появился проект «Заливает.СПб», посвященный жалобам на протечки – пионер среди виртуальных жалобных книг, живой и поныне. После парламентских выборов 2011 года в России появилась новая категория граждан - «рассерженные горожане». Они насоздавали десятки интернет-проектов, при помощи которых можно пожаловаться губернатору или муниципальному депутату – и даже, возможно, быть услышанным. 

Среди других гражданских проектов можно назвать «Демократор» (democrator.ru) – система публикования петиций и сбора голосов; Bribr (bribr.org) – карта взяток в России; Probok.net  (probok.net) – сайт, нацеленный на решение проблемы пробок.

Зачем оно нам надо. Мнение

Условно все гражданские проекты можно разделить на две категории – говорит председатель Центрального выборного комитета КС оппозиции Леонид Волков. Первая: – «жалобные книги», которые создает оппозиция в ответ на реплики из серии «вам бы всё критиковать, а попробуйте-ка сами что-то сделать». Под эту категорию подходит и федеральный «РосЖКХ» Навального, и локальный «Красивый Петербург» (зонтичный проект «Наблюдателей Петербурга»). У этих проектов, считает Волков, будущее точно есть: «Самоорганизация – удобный инструмент для решения проблем. Кроме того, некоторым активистам подобные проекты помогут заработать политические очки».

Вторая категория: проекты, которые создают провластные структуры, понимая, что гиперактивные граждане становятся источником беспокойства – так почему бы не сместить акценты в их деятельности с политических на бытовые? И тогда вместо того, чтобы сидеть и думать о том, какой Путин – плохой, «сердитый гражданин» озадачится малыми делами: починкой почтового ящика, обустройством пешеходной дорожки. Многие такие проекты, говорит Волков, «с противным душком» - но у него свой резон так считать: сайты типа «Сердитый гражданин» оттягивают «электорат» у проектов оппозиции. Однако ничего плохого нет и в прокремлевских сайтах, пока они помогают конкретным людям решать конкретные проблемы. Будущее у таких проектов также есть – пока существует критическая масса недовольных граждан, которым надо помогать «выпускать пар» безопасно для власти. В целом же, резюмирует Волков, практика подобного взаимодействия между гражданами, местными администрациями и федеральными чиновниками востребована во всем мире, а значит, приживется и у нас. 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 155

Все опросы…