Город

Дороги в Петербурге открываются с опозданиями, зато с помпой

28 ноября 2012 18:11 Нина Астафьева
версия для печати
У петербургских строителей наступила страда. Все важные городские объекты у нас сдаются или перед Днем города, или перед Новым годом. Особо важные удостаиваются приезда первых или вторых лиц, пафосных мероприятий, так что новая дорога открывается не утром, когда ее все ждут, а только после того, как по ней проедут Путин или Медведев. «Мой район» подсчитал, во сколько городу обходятся пафосные церемонии по открытию очередной трассы, и есть ли какой-то смысл в том, чтобы потратить эти деньги на что-нибудь другое.
Дороги в Петербурге открываются с опозданиями, зато с помпой Фото: Дмитрий Кутиль

Есть такая легенда, связанная со строительством Благовещенского моста. Якобы царь пообещал проектировщику Станиславу Кербедзу повышать его в звании за каждый воздвигнутый пролет. Тот быстро переиначил проект, сделав мост на два пролета длиннее: не шесть, а восемь, и через несколько лет стал генералом. Позонные открытия ЗСД и КАД, крайних станций метро без открытия промежуточных и пр. – напоминают чем-то эту историю. Как и недавнее рождение пятимиллионного жителя Петербурга: вроде бы праздник, но все равно ж осетрина второй свежести. 

Попробуем прикинуть смету мероприятия, не требующего присутствия первых лиц. Самая легковесная трата – воздушные шарики. От 10 до 100 тысяч рублей. Выступление танцевальных коллективов – от 50 тысяч, если с аппаратурой. Могут быть бесплатными, если это детская группа: ребята будут рады показать себя высоким гостям, но им потребуется автобус, а это еще тысяч 10. Трибуны для почетных гостей – 140 тысяч (подобный заказ недавно делала администрация Красносельского района). Фейерверк – 250 тысяч (столько, например, берет за свои услуги в День открытия фонтанов музей-заповедник «Петергоф»). Можно обойтись и меньшей помпой, но тысяч 100 понадобится все равно.

В перечне госзаказов за последние несколько лет можно было найти и комплексные заказы – праздник в честь открытия заказника  «Северное побережье Невской губы» – за 460 тысяч, и праздничное открытие стадиона при институте физкультуры имени Лесгафта. За 177 тысяч. Так что будем считать 250 тысяч минимальной цифрой. Плюс – те человеко-часы, которые водители проведут в пробках, пока будет идти торжественная часть. Плюс – совсем уж косвенные траты, например, оплата труда журналистов, освещающих мероприятие (вместо того, чтобы просто показать дорогу и карту с новой трассой) или кейтеринговых компаний, обеспечивающих фуршет. Впрочем, деньги эти не улетят как воздушные шарики, а будут потрачены внутри нашего же города, так что не жалко.

Работяг, которые строят для нас дороги, конечно же, надо уважать. И они вполне достойны праздника. Иногда даже – президентского рукопожатия, хотя у нас не Америка, и такие жесты редки. Если даже предположить, что все объекты строились руками петербуржцев, а не гастарбайтеров, для которых все равно что строить. Накрытый стол и премия за своевременную сдачу объекта повысит настроение кому угодно. А лишний визит на объект ради торжественной части? Скольких людей срывают с рабочих мест ради пафосного открытия? «Мой район» уже рассказывал, как проходила церемония сдачи Комплекса защитных сооружений. Руководителей предприятий, имеющих отношение к строительству дамбы, в ранге не ниже главного инженера, привезли на залив и держали час на отдалении от Путина, пока тот перерезал ленточку. Один из последних участков ЗСД открылся на день позже, потому что у премьера Дмитрия Медведева внезапно изменились планы. Впрочем, новые трассы почти никогда не сдаются без недоделок, так что их с чистой совестью можно открывать на неделю позже.

«Нарушение сроков связаны с тем, что у нас не функционирует нормально Стройнадзор, - говорит депутат Борис Вишневский. - В советские годы за пропущенные сроки начальник треста вполне мог получить по шапке, хотя нормы и тогда были очень жесткие. Но работы контролировали очень жестко. А у нас сейчас даже деньги есть, а контроля нет. Например, я недавно выяснил, что городской бюджет за три квартала был потрачен меньше чем наполовину. Куда эти деньги денут в конце года? И почему различные организации жалуются на безденежье, если средства на них выделены. Парадокс. Выделены деньги, не освоены, но их все равно нет. Я послал Полтавченко запрос на эту тему и теперь жду, что он ответит».

Конечно, бывают исключения: та же развязка на Приморском проспекте сдается в несколько этапов и без всякой помпы. Правда, и эти участки (или сопутствующие с ними путепроводы, например, в Лахте) тоже сдаются с опозданиями. Но небольшими – на день, неделю, максимум – месяц. По сравнению с Американскими мостами, проезд под которыми закрыт как минимум три лишних года, это пустяки. А про станции «Бухарестская» и «Международная», которые через месяц откроют наверняка с большим праздником – никто уже и не вспомнит, что их обещали запустить в 2010-м, а потом – в августе 2012-го. Зато в том же 2010 году замкнулось наконец кольцо КАД. Напомним, что его восточное полукольцо сдали на пять лет позже запланированного: не в 2003-м, а в 2008-м (впрочем, в 2006 проезд уже был открыт), то есть строили его 10 лет. Хорошо еще, что успели до кризиса. Он заморозил в городе множество проектов, и последствия мы ощущаем до сих пор.

Снижение финансирования обычно означает применение более дешевых технологий. А вот работать в три смены рабочие не будут, если только речь не пойдет о каком-то сверхсерьезном аврале. Так, тоннель под Пулковским шоссе копали дедовским методом с помощью экскаватора, хотя сначала планировали использовать горнопроходческий щит. Но, как ни странно, сдали объект раньше срока.

«Иногда открытие задерживается не только из-за трудностей с финансированием, - отметил депутат Заксобрания Алексей Ковалев. – Конечно, беда тут не в празднике, затраты на торжественное открытие – это капля в море, даже в океане. Беда в мохнатой лапе, которая загребает средства, а еще одна большая проблема – это целесообразность самого проекта. Так ли городу нужен стадион за 43 миллиарда? Не лучше бы потратить эти деньги на метро? Иногда эти проекты откровенно вредные. Например, знаете вы что-нибудь про готовящуюся развязку в Петергофе? Я видел ее в Генплане. Такое сооружение потянет не меньше чем на 100 миллионов рублей, а кто-нибудь скажет мне: нужна ли она, действительно ли на том переезде сплошные пробки? Проводились ли исследования ее целесообразности? Причем огромные траты – это еще не вся проблема. Развязка появится в Английском парке, буквально разрежет его пополам. И вот это будет уже серьезное преступление».

 P.S. На днях стало окончательно ясно, что сквозной проезд по Пирговской набережной в этом году не заработает. Тоннель откроют не раньше 25 января. Напомним, что ранее срок открытия уже переносили, а изначально планировалось, что развязка будет пущена с 1 сентября.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Лента новостей

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 260

Все опросы…