Истории

Губки для посуды и зубочистки помогают петербуржцам принять участие в жизни квартала

Партиципация – это причастность. А партиципаторное проектирование – это планирование дома (двора, района) с привлечением местных жителей. Простым опросом населения уже никого не удивишь: в Петербурге горожанам дают придумать название новому мосту. Или хотя бы проголосовать за одно из имеющихся. Иное дело – когда обывателям-дилетантам позволяют стать архитекторами окружающей среды.

О том, как это бывает, рассказал Денис Шикалов, архитектор, сотрудник бюро Landschaft und Raum в Штутгарте, преподаватель факультета градостроительства в Высшей школы хозяйствования и природоохраны в Нюртингене. 

***

Я меня есть опыт проведения партиципаторных акций в различных городах Германии, но в этом году мы наконец-то сумели организовать мероприятие в Петербурге. Конкретно – во Фрунзенском районе, который когда-то считался одним из самых неблагополучных, но теперь первым начал применять различные инновации. Представители администрации сами приняли участие в проектировании выбранного для реконструкции двора – дома 10 по улице Белы Куна. До самой реконструкции пока дело не дошло, и мы не можем судить, улучшилась ли жизнь граждан в этих кварталах, повысилась ли их самооценка и снизился ли уровень хулиганства после того, как люди ощутили, наконец, собственную значимость.

О мероприятии были заблаговременно извещены местные жители: через ТСЖ и муниципалитеты, объявления на домах и газету «Мой район». Народу собралось прилично, пенсионеры активно себя проявляли, хотя и не так живо, как ведут себя на их месте немецкие пожилые граждане. Но они и по природе более раскованы. Примерно 5% жителей принимали активное участие в разработке, 20% о ней знали, пришли полюбопытствовать, но идей у них не было.

  • _DSC0462.jpg

    Сергей Николаев

  • _DSC0425.jpg

    Сергей Николаев

  • _DSC0428.jpg

    Сергей Николаев

  • _DSC0434.jpg

    Сергей Николаев

  • _DSC0445.jpg

    Сергей Николаев

Наша группа социологов и архитекторов несколько дней работала во дворе. На столах со схемой двора в отдельной стопке лежали зеленые губки для мытья посуды – они изображали газоны. Стояли зубочистки – это были «деревья». А дальше любой неравнодушный гражданин мог подойти к столу и озвучить свою идею по перестройке двора: разложить в понравившихся местах губки, расставить зубочистки. Самое лучшее предложение было такое: гражданин положил на схему половинку сушки и сказал - здесь должна быть скамейка, причем именно такой формы. Почему полукруглая, а не прямоугольная? А потому что обычную скамейку хулиганы могут унести вдвоем или даже в одиночку, и потом ее не отыщешь. Для полукруглой скамейки нужно, как минимум, трое хулиганов. Признаться, нам, профессиональным архитекторам, это и в голову бы не пришло. Как и другая идея: засеять лужайки ягелем вместо газонной травы. Как почему? Потому что его любят бездомные кошки.

И вот какой у нас красивый получился проект. Здесь - ягель. Тут - кормушки для птиц. Там - скамейки. Тут - домик для бездомных кошек. Здесь - столы для домино, чуть подальше - жаровня для барбекю (ее предложил зам главы района). Ах да, интересы алкоголиков тоже нужно учитывать, поэтому для них, возможно, сделают скамейку за кустами, чтобы они не распивали на глазах у детей. Есть же в Копенгагене такая скамейка синусоидной формы и длиной 50 метров, которую специально изготовили так, чтобы на ней могли разместиться разные социальные группы: парочки, мамы с детьми, старушки и пьяницы. Все сидят на одной скамейке, но на разных изломах, поэтому вроде как по отдельности.

Все это реально сделать. При этом партиципация не должна увеличивать стоимость проекта. В этой связи нам трудно было общаться с некоторыми германскими заказчиками. У них прагматичность бежала впереди воображения. Правда, наши российские алкоголики придумали еще и веранду с колесами, чтобы их после попоек на воздухе развозили по домам. Это, кстати, тоже реализуемо. При партиципации важно уметь правильно интерпретировать сказанное.

Теперь расскажу, как мы использовали партиципарное проектирование в немецких городах. Город Халле в Восточной Германии – этакое немецкое Купчино: типовые скучные здания, многие из которых пустуют. Никто там жить не хочет. Оживить такой город можно, например, с помощью граффити, а граффити и стрит-арт обычно рука об руку идут с паркуром и скейтбордингом. Мы разрабатывали проект новой площадки для скейтбордистов, которая в итоге стала городской достопримечательностью, поскольку это второй по величине скейтборд-парк в Европе. Рампы и уступы расположены таким образом, что сверху они складываются в буквы HALLE. Но при этом ни одна рампа не была установлена без согласования со скейтбордной общиной города. Они выбирали поставщика оборудования, они советовали, какой формы рампы надо закупать и как их ставить. В противном случае, сколько бы мы сил ни потратили на эту площадку, скейтбордная братия ее бы просто проигнорировала.

В городе Мёрс на границе с Голландией группа архитекторов строила новую школу. В районе, где 60% семей относились к разряду неблагополучных. У всех заинтересованных сторон были свои представления, какой должна стать эта школа. У учителей, школьников, родителей и живущих поблизости горожан. Решение было такое: в каждом классе был изготовлен макет, затем 14 макетов собрали вместе. Пришлось поработать над крышей – такой, чтобы она подходила дому из 14 разноплановых комнат. В итоге школа была построена, и дети увидели своими глазами, как воплотились их идеи. Было заметно, что ребята в младших классах мечтают о простых вещах: тут фонтан, здесь тренажеры и скалодром. В средних они хотят уже комбинированных развлечений: чтобы это была горка, совмещенная с бассейном, и карусель. А в старших классах им уже не нужно ничего, кроме комнаты отдыха со скамейками и радиоприемником - в железном боксе, чтобы не унесли.

В Людвигсбурге люди принимали участие в проектировании городской площади и подали идею установить стационарную гильзу для новогодней елки. Профессионалы о ней не вспомнили, зато жители помнили всегда.

Партиципация – это истинный пример посредничества между властью и жителями. Над этим надо работать уже сейчас, но до властей, которые не желают это понять, достучаться довольно трудно.

P.S. Редакция благодарит Центр независимых социологических исследований и Немецкий культурный центр имени Гёте за лекцию, организованную в рамках проекта CityCult.

 

 

 

share
print