Истории

Очередь за бесплатными памперсами или история о том, как унижают инвалидов в Петербурге

Недавно стало известно, что губернатор Георгий Полтавченко лишил годовой премии почти всех своих заместителей. Причина – в недостаточно эффективном освоении выделенных бюджетных средств. Чтобы оценить в полной мере, что это такое, мы предлагаем отправиться в ДК имени Газа в Кировском районе, где ежедневно собираются инвалиды. Их цель - получить от города бесплатные средства реабилитации. Поверить, что в мирное время, в относительно богатом городе и в высокотехнологическую эпоху людей превратили в скотину – невозможно, пока не увидишь это сам.

И каких людей – пенсионеров от 75 и старше, то есть именно тех, кто строил и восстанавливал Ленинград-Петербург.

Освоение городского бюджета – это выделение средств по сотням направлений, среди которых есть и такое: поддержка инвалидов. Диабетикам закупается инсулин и тест-полоски, урологическим больным – взрослые памперсы, опорникам – костыли, ходунки и специальные поручни в ванную и туалет. На фоне прочих расходов вся эта социальная программа – просто мелочь. Для бюджета мелочь – для инвалида и его семьи, конечно, нет.

О том, как в городе то и дело возникают проблемы с инсулином, мы рассказывали неоднократно. Речи чиновников представляют один и тот же рефрен. Январь: да, на закупку городом выделены деньги. Февраль: да, они поступили на счета. Март: да, проведен тендер. Апрель: да, лекарства вот-вот будут поставлены в аптеки. Их поставляют с небольшой задержкой, вынуждая инвалидов покупать лекарства на свои деньги. Все это примерно так и называется: неэффективное освоение средств. Потому что страждущих или вовсе не успеют насытить, или попытаются это сделать в конце года. И толпы инвалидов со всего города ринутся за тем, что им обещали с того самого января, год напролет кормя «завтраками».

Пресс-релиз, который Фонд социального страхования рассылал полгода назад, назывался пафосно: «Требования к поставщикам ТСР ужесточены». А дальше: «В Санкт-Петербурге открывается Единый центр выдачи инвалидам технических средств реабилитации. В адрес петербургского отделения ФСС на протяжении нескольких лет поступали жалобы на организацию пунктов выдачи абсорбирующего белья и прокладок. Горожан не устраивали большие очереди, отсутствие комфортных условий для ожидания, длительное время обслуживания. В полной мере понимая остроту этих проблем… , - дальше идет рассказ о том, как дом культуры переоборудовали в социальное учреждение. - Проход в Центр и передвижение по нему должны быть беспрепятственны для инвалидов. Также Единый центр приема должен быть оборудован пандусами для облегчения передвижения инвалидов». В заключении авторы пресс-релиза выражали надежду, что уродливые пережитки - очереди, выкрики типа «Вас здесь не стояло» и прочее – уйдут в прошлое.

Сбылась только электронная очередь. Колл-центр на поверку оказался обычным автоответчиком (правда, чтобы это выяснить, надо потратить немало времени на обзвон). Электронная очередь выдавала в день не более 200 талонов. Казалось бы, уж 30-40 тысяч человек центр мог бы обслужить за полгода. Ничего подобного: пять месяцев из шести люди прозванивались в центр и выясняли, пришел ли предназначенный им товар - поручни в ванну или пеленки и подгузники. И когда настал счастливый час, устремились к ДК Газа. Что там теперь происходит, рассказал руководитель движения «Честный Петербург»  Никита Сорокин.

- Прихожу. Крыльцо расчищено с одной стороны, а с другой – все ступеньки обледеневшие. Как раз в это время подъехала очередная машина с товаром и встала с той стороны где ступеньки были чистые. Значит, посетителям осталась обледеневшая сторона. Ладно. Поднялся. На крыльце набросаны картонки. Лед – слой картона, сверху новый лед и еще слой картона. Такой настил делать, конечно, проще, чем лед сколоть. Опасно, правда. Дверь не открыть – нет ручки. Хорошо, сообразил дернуть за веревочку. Внутри охранник, который где-то начиная с полудня объявляет, что номерков больше нет. Прошел еще чуть дальше и увидел это… Толпа как в метро. Сидячих мест всем, конечно, не хватило, но там даже стоять тесно. А стоят инвалиды на костылях и бабушки лет по 80. Я поговорил с одной, с другой. Они стоят там пятый час! Вот и думайте, что лучше. Раньше выдача проходила в районах, в неприспособленных помещениях, правда, только для жителей одного района. Они стояли в очереди на улице, потому что помещений не было, по два часа. Теперь в тепле – но дольше. Понимаете, даже мне было тяжело, хотя я на костылях давно умею ходить, привык. А что с теми, кто только что стал инвалидом? Он еле держится, а его сразу бросают в этот ад. В общем, я решил заняться помощью инвалидам в Петербурге, и вопрос с этим центром у меня – приоритетный.

«Мой район» разговорился еще с несколькими посетителями Единого центра. Никто не стоял в очереди меньше пяти часов. Все про центр знали еще с лета, но предыдущие месяцы по телефону отвечали, что нужный товар еще не поступил. «Очередь можно сделать в три раза быстрее, если открыть побольше окон, ведь возможности есть. Почему из четырех окон работают только два, и то одно из них периодически закрывается? Почему все вещи выдаются в одном окне, если можно было бы распределить: памперсы отдельно, ходунки отдельно, и сотрудницы не бегали бы по хранилищу», - эти вопросы задают те, кто еще не попал в заветные двери.

Те, кто уже получил вожделенные пеленки, выходят в недоумении. «Знаете, на что в основном уходит время? На ксерокс! Копируют паспорт и направление, про которому нам все это выдают. Так сказали бы заранее, что нужно приходить с ксерокопиями! Люди успевали бы их сделать, пока стоят в очереди, или дома». Жалобная книга, заведенная в июле, сейчас насчитывает полторы сотни листов. Там есть благодарности, есть сочувственные надписи, обращенные рядовым сотрудникам (операторы не виноваты, что их всего двое), но 99% – это жалобы, жалобы, жалобы. Изложенные грамотным языком отмирающей советской интеллигенции.

«Где отопление? Почему служащие должны работать в уличной обуви и одежде? Выражаю сочувствие и большое удивление всем сотрудникам – как они могут так работать? Поощрите сотрудников за работу в экстремальных условиях».

«Почему вместо четырех окон работают только два?»

«Одна очередь на все изделия. Мне 80 лет, диабет на инсулине. Стоять пять часов я не могу».

«Руководству всего этого абсурда нужно хорошо подумать, чтобы не создавать невыносимых условий. Ведь изделия выдаются по направлениям, количества которых очень легко подсчитать».

«Я инвалид второй группы, почти слепая, простояла четыре часа на Балтийской, 12 за урологическими прокладками. Выдали 278 штук, а остальные 117 велели получить на Стачек, 72. Здесь очередь еще длиннее».

«Выдали поручень для ванной, а он громадный, и у меня в квартире просто нет такой площади, чтобы его можно было закрепить. Поняла, что надо было не выстаивать тут, а просить детей, чтобы купили его на свои деньги».

Еще одна собеседница «МР», Ольга, пришла в центр за подгузниками для внука-инвалида. На стене, невидимое за толпой, висело объявление. Через шесть часов, войдя в нужный кабинет, Ольга услышала:

- Направление на получение партии подгузников – раз. Ваш паспорт – два. Свидетельство о рождении ребенка – три. Доверенность от матери – четыре. Паспорт матери – пять… Были еще какие-то документы, но паспорт своей дочери, матери больного мальчика Ольга не взяла. Она считала, что если есть его номер, вписанный в генеральную доверенность на ведение дел, то этого достаточно. Оказывается, нет.

В общем, вышел отвратительный базарный скандал. Ольга заявила, что без положенной ей партии не уйдет. Сказала, что шесть часов в стоячей очереди – это несколько седых волос, что мать мальчика работает, и только в воскресенье свободна, может посидеть с сыном, пока она, бабушка, бегает в ДК Газа. Что подобной бюрократии, причем, совершено необъяснимой, она не видела уже лет тридцать. Что нигде не принято предъявлять паспорт в отсутствие его владельца. Не помогало ничего. Оператор Центра применила известный метод: открыла дверь и крикнула ожидающей очереди: «Смотрите! Из-за этой женщины, которая сидит и не уходит, мы не можем продолжать прием!» Можно представить, что там началось…

Но все-таки Ольга взяла операторов измором. И вывод сделала такой: «Этот геморрой специально затеяли, чтобы люди не успели ничего получить в этом году, и излишки успели продать на стороне. И выдают в конце года, потому появились мертвые души, по сравнению с началом».

«Мой район» направил запрос в Фонд социального страхования. Конечно, про «мертвых душ» мы спрашивать не стали. Будем надеяться, что руководство Фонда ответит, зачем были нужны пафосные рассказы об удобствах и комфорте в новом центре выдачи и заслуженно ли получил победу «Северо-западный центр здоровья», который обещал всем клиентам-пациентам хорошие условия и избавление от очередей. 

share
print