Экономика

Навязчивая реклама замучила телефоны петербуржцев

25 декабря 2012 11:17 Юлия Галкина
версия для печати
Реклама - не только двигатель прогресса, но и способ вывести из состояния равновесия. Телефонная - яркий тому пример. Все больше среди петербуржцев абонентов, которым звонят на мобильный и предлагают очередной чудо-пылесос или чудо-косметику. «Мой район» выслушал петербуржцев, которых замучили телефонные спамеры, и составил список советов, как бороться с навязчивым сервисом.
Навязчивая реклама замучила телефоны петербуржцев Фото: flickr.com (Victor1558,gider)/Дмитрий Кутиль

На ниве навязчивой телефонной рекламы особенно отличились две компании: первая распространяет «мегапылесосы» стоимостью в тысячи долларов («быдлодевайс, продаваемый по цене "Жигулей"», – так его аттестуют на Lurkmore), вторая – израильскую омолаживающую косметику (17-20 тыс. рублей за набор). При запросе в поисковой системе названий данных компаний (не будем упоминать всуе) на пользователя «вываливается» ворох сайтов с пометками «лохотрон», «мошенники», «черный список».

Впрочем, телефонной рекламой промышляют тысячи компаний разного калибра: от солидных банков до мелких салонов красоты и локальных интернет-провайдеров. Изучив форумы и опросив петербуржцев, «МР» пришел к выводу, что хотя бы раз в жизни каждому горожанину, у которого есть телефон, звонили с предложением «купить слона».

 

Глас народа

 

Сергей: «Звонят из интернет-компаний, изредка фитнес, соцопросы. Обычно вежливо отвечаю на их вопросы, задаю свои. Ещё ни разу такие разговоры не принесли мне пользу, к сожалению».

Владимир: «Если совсем левые звонят, типа пылесос купить предлагают или какой-нибудь фитнес впаривают, то вежливо прощаюсь. Если кто-то, чьими услугами пользовался, то по-быстрому отвечаю на вопросы».

Виктория: «Мне время от времени звонят тетки из косметических салонов и предлагают бесплатные тест-процедуры. Стараюсь быть вежливой. Отказываюсь. Как выяснилось, мой телефон им обычно оставляют подруги-клиентки этих салонов».

Ольга: «Мне тоже часто звонят с предложением косметических услуг. Откуда у них мой телефон, не знаю. Не соглашаюсь, потому что мне жалко свое лицо».

Анна: «Моя знакомая согласилась, пошла – это был косметический салон на Садовой. На ресепшне у нее потребовали паспорт, она побоялась, предложила другое удостоверение личности, в услуге ей отказали. Ей продолжают названивать, напоминают взять с собой паспорт. Зачем? Непонятно, ей это тоже кажется подозрительным».

Евгения: «Позвонили из благотворительного фонда. Спросили по ф.и.о. кого-нибудь из адвокатов нашей конторы. В том числе меня. То есть знали, куда звонить. Я сказала, что, мол, я и есть. Попросили совершить пожертвование. Вроде, в детские дома. Сказали, что есть личная возможность поучаствовать. Например, приехать в детдом и одарить детей. Я попросила скинуть реквизиты для перечисления денежных средств и всю сопутствующую информацию на электронную почту. Мне выслали на е-мэйл банковские реквизиты. Сразу смутила фраза: «Деятельность Детского Благотворительного Фонда находится под духовным покровительством Председателя Отдела Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви протоиерея Олега Скомороха». Ну то есть как это, духовное покровительство детям-сиротам они оказывают, а вот материальное одна из богатейших организаций страны, видимо, не оказывает. Ну да ладно, это не претензия к самому фонду. К фонду другая претензия. Через какое-то время мне зачем-то перезвонили узнать, что я решила. Буду ли я им деньги жертвовать. На что я ответила: с информацией ознакомилась и приняла к сведению. Очень не понравилась навязчивость такой благотворительности, и не вызвало всё это доверия».

С форума LittleOne:

«Каждый день мне на сотовый звонят из салонов красоты и предлагают свои услуги. А мне это совсем не нужно. Уже ругалась, сбрасывала звонки, добавляла их телефоны в черный список – бесполезно. Они все звонят и звонят. И еще ссылаются на моих старых знакомых. Ну совсем старых, с которыми уже несколько лет не общаюсь совсем. Вроде как они дали мой номер».

«Знакомая моя на «Авито» смотрела объявления о продаже щенков и случайно наткнулась на объявление "Отдам в хорошие руки сучку йорка, 5 месяцев, в связи с аллергией у ребёнка". Она позвонила по контактному номеру, а в ответ ей милая барышня сказала, что никакой собаки у неё нет, а предлагает она европейскую косметику и, возможно, её номер телефона ошибочно указали в объявлении, но если предложение о бесплатных процедурах, омолаживающих кожу, интересно звонящей... На этой оптимистичной ноте моя знакомая сбросила вызов. Видимо кто-то таким образом устроил "флеш-моб" сотруднице косметической компании».

 

Теплые и холодные

 

Зачастую телефонную рекламу компании-заказчики отдают на аутсорсинг: достаточно набрать в поисковой системе слова «обзвон, телемаркетинг, колл-центр» – и на потенциального клиента «свалятся» десятки предложений. Не надо самостоятельно формировать «базы» и нажимать кнопки на телефоне: за вас и для вас это сделают специально обученные мальчики и девочки.  Мы изучили прайс-лист одной из компаний: услуга «теплый клиент» (длительность разговора более 100 секунд) – 30 рублей; «лояльный клиент» (30-100 секунд) – 20 рублей; «холодный клиент» - 15 рублей.

 

Как бороться

 

Полезно знать, что каждый раз, когда некто без вашего согласия пытается по телефону предложить вам очередной пылесос или чудо-крем, он нарушает пункт 1 статьи 18 Федерального Закона «О рекламе»: «Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием». Штрафы: 2000-2500 на граждан, 4000-20000 на должных лиц, 100 тыс.-500 тыс. для юридических лиц. 

Жаловаться следует в Управление Федеральной антимонопольной службы. Правда, скорее всего, быстрого эффекта ваше обращение не возымеет. В этом году УФАС по Петербургу удалось было привлечь к административной ответственности ОАО «Ростелеком» - якобы за навязчивую рекламу услуг по телефону. Однако осенью Фемида встала на сторону компании («Ростелеком», мол, занимался не рекламой, а информированием абонентов): в итоге Арбитражный суд распорядился взыскать с антимонопольщиков 1 тыс. рублей (стоимость госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы). 

Это не значит, что жаловаться не стоит. Вода, как говорится, камень точит.

Неофициальные методы

- зачитать звонящему параграф из пресловутого ФЗ «О рекламе» и обязательно назвать величину штрафов. Можно сразу начать с сумм для юрлиц. Пообещать направить жалобу в УФАС;

- сообщить, что если вам еще раз позвонят – вы никогда и ни за что не купите ничего у этой компании. Родственникам и друзьям тоже отсоветуете;

- ответить, что вы уже пробовали товар данной компании – не понравилось;

- на форуме LittleOne предлагают действенные варианты: записаться на процедуру (если речь идет о косметической услуге) – и не прийти («пусть названивают, а вы, мол, да-да, уже бегу, в пробке вот застряла, но вы ждите, я обязательно буду, и так целый день»);

- более жесткий вариант - флешмоб: попросить знакомых записаться на прием к «спамерам», зарезервировав, таким образом, расписание процедур на весь день – в итоге дружно не прийти;

- наконец, начать активно предлагать что-нибудь в ответ: они вам косметику, вы им – пылесос.

 

Мнение

 

Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов: «Формальный способ борьбы с навязчивой рекламой – обращаться в контролирующие органы, так как люди нарушают закон. Но эффективность от таких действий невысока. Мне немного жаль, что у нас не используют метод китайцев, когда «спамеру» каждые 30 секунд звонят (автоматический набор) и выдают сообщение о том, что он нарушает такой-то закон. Фактически это блокирует телефонную работу компании. К сожалению, у нас очень мало обращений в контролирующие органы. Потому что затраты по времени на то, чтобы с этим явлением бороться, есть – а плюсов (например, возмещение морального вреда) никаких  не предвидится. Сам я стараюсь не покупать ничего, что навязчиво рекламируют. Ведь если товару нужна такого рода реклама – то каким же он должен быть плохим по качеству?!».  

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Ранее по теме

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 287

Все опросы…