Истории

Как корреспондент «МР» пыталась получить электронный паспорт и выйти замуж в интернете

С 2013 года граждане России могут оформить универсальную электронную карту (УЭК) - паспорт, банковская карта и проездной в одном куске пластика. Жители Петербурга, помимо этого, с 9 января могут подавать заявление на регистрацию брака в интернете. Как работают новые сервисы - проверил корреспондент «МР».

О хорошем

 

Для начала я отправилась писать заявление на получение универсальной электронной карты в ближайшее отделение «Сбербанка» на Гражданском пр., 105, к.1.  (именно с этим банком подписано партнерское соглашение о выдаче карт - чуть позже к программе должен присоединиться также «Уралсиб»). 

Можете, кстати, не искать бланк заявки в сети: заполняет (пока) всё равно оператор на месте. Выкладываю перед ней на стол паспорт, страховое свидетельство пенсионного страхования, полис ОМС. «А ИНН есть?», - спрашивает дама. «Есть, но зачем? Он же не значится в списке обязательных документов». Сотрудница поясняет, что ИНН, и правда, не обязателен, но лучше бы предъявить.

Дама включает компьютерную программу оформления заявки. Выписывает мои данные. Пододвигает небольшое устройство – «ставьте электронную подпись». После – фото на веб-камеру. «В очках или без?» «На этот счет нам инструкций не давали. Попробуем и так, и так». Делает шесть фотографий, выбираю наиболее симпатичную. Проверяю правильность заполнения с монитора. Распечатываем заявку в двух экземплярах: один мне, второй – даме. «Официально карта оформляется 20 дней, но нас предупредили, что будут задержки: скорее всего, сможете получить через 30-40 дней. На ваш мобильный телефон придет смс о готовности карты».

Резюме: вся процедура, бесплатная, занимает минут 10. Удобнее, конечно, было бы онлайн. Говорят, в будущем соответствующую интернет-услугу организуют. В пункте приема заявлений можно также написать отказ от УЭК (до 2014 года карта выдается тем, кто выразил на то добрую волю – потом ими обеспечат всех россиян старше 14 лет). Выглядит УЭК так:

Фото: uecard.ru

Адреса, по которым принимают заявление на УЭК (отделения «Сбербанка»): пр. Культуры, 22А, к. 1; Лесной пр., 19, к. 1; г.Колпино, ул. Тазаева, 7А; г.Колпино, бульвар Трудящихся, 35, к.1, лит.А; ул. Партизана Германа, 14/117А; пр. Ветеранов, 114, к.1, лит.А; пр. Стачек, 18; ул. Севастьянова, 7; ул. Авиаконструкторов, 47; пр. Испытателей, 31, к.1, лит.А; пр. Авиаконструкторов, 21, к.1, лит.А; Богатырский пр., дом 41, кор.1, лит.А; г.Павловск, ул. Конюшенная, 16/13, лит. А; п. Шушары, ул. Первомайская, 15, лит. А; г. Пушкин, Оранжерейная улица, 46, лит. А пом.1-Н; Загребский бул., д.9, лит. А, пом.11Н; ул. Бухарестская, дом 43,лит.А; ул. Димитрова, 12, кор.1, лит.А; ул.Фучика, 8, лит.А; ул. Егорова, д.21, лит.А пом. 1Н.

Примеры услуг, которые можно будет получать при помощи УЭК: оплата коммунальных услуг, получение информации о состоянии жилого фонда, услуги паспортного стола; оплата проезда в общественном транспорте;  запись на прием к врачу; оплата налогов; оплата штрафов ГИБДД, талона техобслуживания, государственной пошлины при получении водительского удостоверения, регистрации транспортного средства и так далее.

Сайт универсальной электронной карты 

 

О плохом

Подать заявления на регистрацию брака онлайн оказалось куда сложнее, чем получить УЭК. Начать я, женщина незамужняя, решила с поиска жениха. Уговорила одного товарища. «Ты меня не будешь принуждать к браку, если я передумаю?», -  уточнил он.

Как выяснилось позже, алгоритм действий я – даже не будучи блондинкой – выстроила неправильно: сперва надо было с микроскопом и переводчиком (с канцелярского языка на русский) изучить описание на портале государственных услуг Петербурга. Оказалось, что в онлайне есть две опции на заданную тему: 1. Можно записаться, чтобы… записаться. Сперва вы записываетесь на прием в ЗАГС в интернете – потом приходите и подаете заявку лично. Слишком сложно. 2. Можно получить в любом многофункциональном центре (МФЦ, есть в каждом районе города) логин и пароль – а потом уже выбрать дату свадьбы и подать заявку онлайн. То есть это не то чтобы интернет-услуга в чистом виде: бюрократические походы в инстанцию всё равно осуществляются. Но получается чуть удобнее.

В день, когда я собралась наведаться в МФЦ (в моем случае он находится через дорогу от «Сбербанка», где оформляют УЭК - Гражданский пр., 104А), СМИ вдруг сообщили, будто услуга, запущенная 9 января, так и не заработала. В пресс-службе МФЦ мне, впрочем, сказали, что «уже работает: ждем желающих вступить в брак». А до этого, мол, «не все технические средства были готовы». Посоветовали волнующимся гражданам после оформления заявки онлайн звонить в ЗАГС и спрашивать, всё ли в порядке.  

В нашем образцово-показательном МФЦ (именно его предъявляли журналистам несколько лет назад, когда такие центры только запускались) – толпа ожидающих людей. Пристраиваюсь за номерком – его оформляют в терминале. Заношу палец над экраном… «Общая очередь!», - вдруг рявкает женщина откуда-то из-за стекла ресепшна (судя по табличке – Ольга Семеновна, старший инженер). «А можно спросить…»; «А если спросить, то зачем пальцами тыкаешь?»

В скобках отмечу: позже, услышав, что Ольга Семеновна обращается к клиентам – пенсионерам, многодетным мамам, студентам – не иначе как «заечка» и «хороший мой», я проникаюсь к ней добрым чувством. В какой-то момент, атакованная «представителями окружающего её идиотизма», Ольга Семёновна почти кричит на весь МФЦ: «Люди добрые, думайте головой! Тогда и проблем не будет».

Жду в общей очереди больше часа. Вызывают. Услышав характер просьбы, операционистка за окном испуганно всплескивает руками: «Я браки не регистрирую!» Начинает метаться, пытаясь пристроить меня кому-нибудь еще. Одна из специалисток милосердно соглашается. Протягиваю паспорт и страховое. «А половинка-то ваша где?», - спрашивает операционистка. «Ээ, в Полюстрово. Кажется», - зачем-то отвечаю я. Вот так на месте и выясняется, что логин-пароль должны получать оба участника потенциальной свадьбы. И не то чтобы на портале госуслуг не было об этом ни слова – просто я, по неопытности, не догадалась словосочетание «логин/пароль жениха и невесты» автоматически употребить во множественном числе.

В итоге логин-пароль «невесты» (логин – это номер страхового свидетельства пенсионного страхования) мне выдают. Пояснив, что «услуга новая» - может и не сработать. И посоветовав данные не терять: «наверное, в будущем на них «повесят» другие услуги – дети, еще что-нибудь». Развод и девичью фамилию? «Вы, наверное, о дате еще не договорились?», - участливо спрашивает операционистка. И советует не медлить: на лето 2013 года все свадьбы в выходные дни обычно «разбирают» в течение недели – «а может быть, уже разобрали».  

«Жениху» рекомендуют приходить за своим логином-паролем после 8 вечера («огромные наплывы людей – в обед»). А лучше вообще в другой МФЦ. Он же в Полюстрово живет?

Резюме:  Получение логина-пароля (учитывая объемы виртуального хулиганства) отнюдь не лишено смысла. Но почему бы не облегчить участь паре, возложив «почетную» обязанность лишь на одного из брачующихся? Вряд ли сервис рухнет от наплыва троллей.  

Кстати, логин-пароль выдают не только в распечатанном виде, но и высылают pdf-файлом на электронную почту. В моем случае письмо пришло даже раньше, чем обещала операционистка: почти сразу после процедуры в МФЦ. Госпошлину после оформления заявки на регистрацию брака (200 рублей) можно оплатить исключительно с банковской карты, либо с мобильного телефона. 

Мнение эксперта: каким должен быть user-friendly сервисный сайт

Глеб Чипига, программист, занимается разработкой сайтов и интернет-сервисов: «Во-первых, любое действие на сайте должно производиться в минимальное количество кликов, чтобы не надо было копаться и что-то искать. Важно, чтобы с первой-второй страницы можно было получить доступ к любому содержимому сайта. Во-вторых, сайт не должен быть загружен не очень понятной для неискушенного человека информацией. Информация и ссылки должны располагаться логично и удобно.

Что касается портала госуслуг, то он ужасно неудобен. С одной стороны, там собрано всё, что можно. Но найти действительно нужные вещи при этом трудно. То же, кстати, относится к сайту администрации Петербурга. Трудно разобраться, на что надо нажать и как оформить, чтобы отправить заявку в какой-либо из городских комитетов. Вот почему отправка заявок через такие сайты, как «Красивый Петербург», «РосЯма», «РосЖКХ» (гражданские проекты – «МР») более популярна: там не надо разбираться, куда и что посылать. Есть одно окно: заходите – и можете довольно просто отправить обращение по разным проблемам. Если бы человеку пришлось самостоятельно разбираться и отправлять заявки через отдельный сайт каждого ведомства, вряд ли многие стали бы этим пользоваться».  

share
print