Истории

Официально петербуржцы за год стали богаче, но как-то этого не заметили

Средняя зарплата по Петербургу, если верить данным Петростата, составляет 33443 рубля. Это на 4000 рублей больше, чем в 2011 году. Заработок горожан вырос на 11,7%, в то время как инфляция официально не превысила 10%. «Мой район» выяснял, кто в Петербурге стал жить лучше, а кто - хуже.

 

 

Самый заметный рост зарплат в 2012 году наблюдался у чиновников, военных и сотрудников Фонда социального страхования. Средний заработок в этих сферах составил около 40 тысяч рублей в месяц: за год он подрос на 30%. Впрочем, «слуги народа» пока не являются самыми высокооплачиваемыми сотрудниками в Петербурге: они получают лишь на 20% больше, чем средний горожанин.

По-прежнему печальная ситуация с зарплатами у сельхозработников и даже у добытчиков полезных ископаемых. И те, и другие получают в среднем 27 тысяч (80% от средней зарплаты), но если у сельских тружеников зарплаты по сравнению с 2011 годом поднялись, то у шахтеров и геологоразведчиков, наоборот, упали на 17%. В то же время рекрутеры оперируют совсем другими данными и уверяют, что добыча сырья – на втором месте по доходности после топ-менеджеров и получают в этой сфере не менее 57 тысяч.

На 12,8% выросли заработки на обрабатывающих производствах,  на 3% – в электро-, газо- и водоснабжении. Теперь работники получают по 37 тысяч в месяц. Строители стали получать на 8,5% больше, чем в прошлом году, но это все равно мало: около 29 тысяч в месяц, то есть 86,5% от средней зарплаты. Но надо учесть, что заработки дорогостоящих архитекторов в данном случае посчитали вместе с неквалифицированным трудом гастарбайтеров - получилась «средняя температура по больнице». По данным рекрутеров, в области строительства средний оклад – 42 тысячи.

Хуже дело обстоит в сфере обслуживания (торговле, ремонте автотранспорта): платят, в среднем, 26 тысяч. Отельерам и рестораторам – всего половину средней зарплаты: за год она подросла на 11% и составила 19 тысяч. Помните это, когда будете отсчитывать чаевые.

В области транспорта рост зарплат неплохой. Заработки летчиков в 3,2 раза перекрывают средние зарплаты. Работники воздушного транспорта – единственные специалисты, чьи месячные заработки официально превышают 100 тысяч в месяц, а ведь статистика учитывает еще и авиатехников, и стюардесс (то есть не только пилотов).

На сухопутном транспорте доходы увеличились до 34 тысяч, то есть на 8%, на водном – до 29 тысяч (плюс 18%). У работников банков доходы остались почти на прежнем уровне (57 тысяч в месяц), но они в 1,5 раза превышают средние. Риэлторы и прочие специалисты по недвижимости зарабатывают 39 тысяч (рост – 12%), а аналитики от недвижимости – 51 тысячу (плюс 22%).

Менее 20 тысяч получают работники детских садов, 28 тысяч – школьные учителя, 25 – учителя техникумов, 30 – вузовские преподаватели. 29 тысяч - работники коммунальной сферы. И наконец, – неплохой заработок – у массовиков-затейников, организаторов соревнований: 33 тысячи.

Компания HeadHunter, как и Петростат, подвела свои итоги и выяснила, что самым высокооплачиваемым сотрудникам в Петербурге в прошлом году платили от 340 до 500 тысяч в месяц. Это финансовые и генеральные директора, руководители отделов продаж. Сферы деятельности: ритейл, лесозаготовка, телекоммуникации, строительство и недвижимость, металлообработка.

Что касается прожиточного минимума, то он за минувший год вырос на 400 рублей и составил 6400. Получается, что средний воспитатель среднего детсада вполне в состоянии содержать двух детей. Правда, при условии, что они будут жить в этом самом саду.

 

Больше денег - больше работы

 

Официального повышения зарплат в бюджетной сфере в этом году не было, если не считать шестипроцентной прибавки всем федеральным бюджетникам (вузовские преподаватели, работники судов, военные и т.п.). «В результате доцент университета имеет зарплату меньше, чем школьный учитель, и повышение это никакой роли не играет, - отметил Андрей Заостровцев, экономист и преподаватель НИУ Высшая школа экономики (петербургский филиал). – То есть мои коллеги из ФИНЭКа в прошлом году получали зарплату 14 тысяч рублей, а в этом – уже 16 тысяч. Конечно, в действительности заработки больше, потому что люди работают в трех местах. Но получается халтура во всех смыслах. Да и учителя трудятся на две ставки, оттого у них заработок и приближен к среднему.

Можно ли сказать, что мы стали в этом году богаче? Не уверен. У каждого человека своя собственная инфляция, потому что у него есть свой набор обязательных товаров. Вот подорожала у нас водка из-за акцизов, для кого-то это существенно, для кого-то нет. То же самое с сигаретами. С бензином. Кто-то много ездит, кто-то мало. Основная тенденция, которую мы наблюдаем уже несколько лет: бедные становятся все беднее, а богатые – богаче. Чем больший процент от зарплаты составляет набор предметов первой необходимости, тем хуже этому человеку, потому что цены на продукты всегда растут быстрее, чем на все остальное и уж конечно – быстрее, чем зарплаты. Зато те, кто тратят львиную долю доходов на электронные девайсы или на предметы роскоши, в этому году отнюдь не потеряли свои деньги, потому что девайсы продолжают дешеветь.

Богатеют петербуржцы не столько за счет повышения окладов, сколько из-за смены работы или появления приработка. И все мы будем богатеть еще года два, пока нефть не подешевеет из-за того, что американцы перестанут ее покупать, начав, наоборот, экспортировать.

Если возникнет желание ограничить в деньгах госслужащих, думаю, имеет смысл начать с полицейских и других бюджетников, включая несчастных учителей с врачами. Не понижать зарплаты, а упорядочить штатное расписание. Пусть будет меньше да лучше».

 

Траты больше, чем получка

 

Стоит отметить, что тот же Петростат учитывает не только рост зарплат, но и динамику денежных доходов: это как раз соотношение зарплат и базисных трат. Денежные доходы возросли по сравнению с прошлым годом процента на два: неплохой показатель - это и есть уровень обогащения. Правда, как говорят экономисты, 70% богатств государства сосредоточено сейчас в руках 2% населения, но и остальные 98% живут более-менее сносно.

А вот если посмотреть на динамику расходов и доходов, то получится, что горожане тратят гораздо больше, чем зарабатывают. Особо транжирскими месяцами оказываются январь и август: условно говоря, заработав в этот месяц тридцать тысяч, человек тратит 38. А самый экономный – декабрь: заработал 30, потратил 32. Но неунывающий Петростат и тут дает разъяснения: учитываются расходы всех, включая туристов. А в январе и августе – отпускная пора, потому и доходы меньше, чем расходы.

Четыре пятых своего дохода петербуржцы оставляют в магазинах, включая бутики. Квартплата и кредиты съедают 12% зарплат, остальное идет на покупку валюты и прочие сбережения. Динамика расходов по 2012 году опять-таки продемонстрировала, что люди постепенно беднели. В декабре 2012 года только 60% средств было потрачено на еду, одежду, технику и тому подобное, а ведь это время новогодних закупок. В январе 2012-го – 91%. За год доля обязательных расходов повысилась с 74% до 84%. Количество денег, положенных на депозиты, уменьшилось с 18 до 10%. Объем покупаемой валюты остался примерно таким же. Правда, в городе как раз с лета подорожал транспорт и коммунальные услуги, причем 15-процентное увеличение цены сразу же сделало горожан заметно бедней.

Александр Пронин, социолог и преподаватель НИУ ВШЭ, пояснил, что в действительности обеднение горожан происходит быстрее, поскольку настоящая инфляция составляет 15-20% в год, а не 5-6%, о которых сообщают официально. «Вся хитрость в том, что и как считать, - говорит социолог. – Например, у нас лживая статистка по безработице: ее якобы почти нет, но рабочие места укомплектованы не гражданами России, которые трудятся за достойную зарплату, а гастарбайтерами, вкалывающими за гроши. Государство само способствует росту инфляции, например, повышает плату за алкоголь. Но главное не это, а то, что растут трансакционные издержки. Государство усиливает контроль за бизнесом по всем ступеням, и человеку все труднее становится продать свой труд. Он пытается на нем больше заработать. Цены поднимаются, а дальше идет цепная реакция. Как удорожание бензина приводит к росту цен на все товары, а не только на перевозки, так и ужесточение государственных требований подстегивает все ценники.

Не стоит обращать внимание на официальные данные, чтобы понять, кто хорошо живет, а кто плохо. Не могут у нас строители зарабатывать 28 тысяч. И 42 тысячи – не могут. Судя по машинам, на которых разъезжают обыкновенные прорабы, а не топ-менеджмент, доходы у них гораздо больше. И чтобы узнать, хорошие ли заработки в конторе, надо не людей опрашивать, а посмотреть, куда они ходят обедать. Социальный статус жителей дома определяется по коробкам на помойке. Но это те люди, которые что-то покупают. А самые бедные не покупают ничего. И мы про них ничего не знаем».

share
print