Общество

Кино о православии, снятое за деньги петербуржцев, критикует атеистов и буддистов

18 января 2013 11:05 Андрей Сошников
версия для печати
Одна из самых странных госзакупок Петербурга – создание фильма о православии за 500 тысяч рублей - успешно состоялась в конце 2012 года. Деньги на картину выделил один из муниципалитетов Петербурга в рамках программы «Толерантность». Несмотря на это, в фильме не особо толерантно высказываются про буддистов и атеистов.
Кино о православии, снятое за деньги петербуржцев, критикует атеистов и буддистов Фото: flickr.com (reegmo, schmilblick, jot.punkt, Tobyotter)/Дмитрий Кутиль
В октябре 2012 года муниципальный округ «Владимирский» (Центральный район) разместил заказ на производство 30-минутного фильма с рабочим названием «Христианство как основа современной этики». Стоимость картины оценили в 515 тысяч рублей. Для муниципального бюджета сумма небольшая. В закупке удивительно другое: местные чиновники, основная обязанность которых – установка скамеек и детских площадок на вверенной территории, замахнулись на тему уровня Лейбница и Мартина Лютера. И подготовили потенциальным авторам техзадание. Не откажем себе в удовольствии процитировать его:
 
«Видеофильм должен отражать искренние эмоции, лишенные пафоса и фальши размышления, живой и понятный язык, хроникальные кадры, интервью с разновозрастными категориями известных людей, разных национальностей, разных взглядов и убеждений. Требования: наличие художественного замысла (качественная проработка ИДЕИ видеофильма). Фильм должен повествовать о жизни  современного православного россиянина, петербуржца. Он не архаичен в своем отношении к миру, готов к сотрудничеству и диалогу Культур».
 
Со всей строгостью чиновники отнеслись к изобразительным средствам «лишенного пафоса» фильма. Съемочная группа должна обеспечить «динамику в подаче насыщенного материала, синхронов и графики» и задействовать все современные видео- и аудиоэффекты, в том числе оформить заставку в формате 3D. Наконец, героями фильма должны быть «известные люди в Санкт-Петербурге в разных сферах жизни города (политике, культуре, в спорте, в музыке)», – отмечалось на сайте госзакупок.
 
Взяться за невыполнимую, как тогда казалось, задачу вызвались индивидуальный предприниматель из Костромской области и петербургская компания «Телефабрика». Еще одну компанию отсеяли из-за ошибок в документах. «Телефабрика» выиграла конкурс, назвав сумму 496 тысяч рублей. До 25 декабря 2012 года она должна была предоставить пять копий фильма в администрацию округа «Владимирский». Корреспондент «Моего района» три недели ждал премьеры, наконец, не выдержал и позвонил  по телефону, указанному на сайте администрации. 
 
Сразу же соединили с главой муниципального округа, Иваном Иннокентьевичем Плюсиным. Но разговор почему-то сразу не задался. «Во-первых, я вас не знаю. Во-вторых, заказ выполнен 25 декабря. Дальнейшая судьба фильма будет решаться. Пока мы не знаем, где и когда будем его показывать», – пояснил чиновник, уточнив, что не разговаривает с незнакомцами по телефону.
 
Фильм пришлось искать своими силами. На странице «Телефабрики» «ВКонтакте» обнаружился восьмиминутный трейлер к некоей ленте «Свой среди своих», по многим параметрам соответствующий техзаданию округа «Владимирский». В компании подтвердили, что он изготовлен по заказу муниципалитета и сейчас «утверждается с комитетами» (какими именно, не пояснили).

Трейлер, действительно, сделан профессионально, – со спецэффектами и приглашенными звездами. Чего нельзя сказать по трейлеру, – так это насколько «Свой среди своих» вписывается в программу «Толерантность», в рамках которой муниципалитет выделил полмиллиона на съемки. В рассуждениях о Боге, вере и Отечестве резанули слух такие фразы: 
 
«Я не очень понимаю, как неверующие люди представляют себе мир. Они много раз мне пытались объяснить, но я, если честно, не очень понял. Они как-то очень путанно объясняют, откуда они берут моральные императивы» (говорит кандидат физико-математических наук на 2:30).
 
«Я видел много ребят, которые верят в модные «айфонные» религии, как я их называю. Это либо буддизм, либо атеизм. Необычное все любят. А на наше родное забивают, считают, что это не круто» (студент Епархиальных курсов на 4:15).

Видео: eororu
 
Почему фильм, снятый на бюджетные деньги, пропагандирует религиозные ценности, – «Мой район» спросил у автора, режиссера Алены Поликовской:

«Фильм делали люди всех национальностей, русских у нас практически нет! У меня фамилия Поликовская, у человека, который делал графику – Сулейманов, у оператора – Горецкий. Часть - православные, часть - атеисты. Что мы поняли: в нашем городе православным людям, живущим в православной стране, сложно об этом открыто заявлять. Это оказалось очень непросто. Поэтому фильм называется «Свой среди своих». Почти все мое окружение – это буддисты, очень много кришнаитов, католиков. Уверена, что мои друзья-буддисты, так же, как и ваши, не обидятся на фильм. Когда покажут фильм в округе «Владимирский», я не знаю, мы ведем переговоры с центральными каналами – «Культурой», «Россией» и «Первым».

Голос за кадром в муниципальном фильме – актриса, депутат Законодательного собрания Петербурга Анастасия Мельникова: «В России свобода вероисповедания, но большая часть населения христианско-православная. За съемки я не взяла ни копейки и знаю, что деньги были выделены очень небольшие. Авторы фильма делают благое дело – воспитывают молодежь в традициях, в которых была воспитана я. Мне кажется, по моральным качествам я была воспитана правильно».

«Если бы в фильме была пропаганда курения, алкоголизма, наркомании, я бы поняла возможные претензии, а когда речь идет о вечном и добром, то почему этому нужно препятствовать?!», – Мельникова добавила, что в случае претензий могла бы найти спонсоров и помочь собрать деньги на этот фильм.

Опытный видеооператор по просьбе «Моего района» оценил возможную стоимость фильма: «Смена оператора, включая свет и камеры, стоит от 7-8 тысяч рублей. В день реально записать 2-4 интервью. Монтаж начинается от 5-10 тысяч, но сильно зависит от хронометража. Плюс затраты на связь и транспорт. «Пакетно» разговоры с компаниями, которые могут все сделать под ключ, начинаются с 50 тысяч рублей, но ближе к 100 – это реальные цифры. При желании смету нетрудно подогнать к 500. Знаю реальный случай, когда минутный презентационный ролик стоил 100 тысяч».

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 893

Все опросы…